Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
Праволавная литература, богословие, богослужебные книги, акафисты
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
  У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
  C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
  Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
  С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!

Акафисты

Акафисты, как особая форма церковных песнопений, по своему содержанию и построению представляют собой христианскую церковную поэзию. Акафисты перешли к нам из Греции вместе с другими богослужебными книгами. В рукописях XI – XII веков уже встречаются их переводы на славянский язык.

2012-05-06

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Акафисты
Акафисты

Акафисты

06.05.2012

Акафисты, как особая форма церковных песнопений, по своему содержанию и построению представляют собой христианскую церковную поэзию. Акафисты перешли к нам из Греции вместе с другими богослужебными книгами. В рукописях XI – XII веков уже встречаются их переводы на славянский язык.

Слово «акафист», имеющее греческое происхождение, «акафистос химнос» в буквальном переводе означает «неседальное пение». Так называются торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, которым православные христиане внимают стоя.

Акафист – это молитвословие, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Слово кондак происходит от греческого «контас» – палочка, на которую наматывался свиток пергамента. В кондаке раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, об осуществлении Божия домостроительства спасения рода человеческого, о тех, кто послужил осуществлению этого замысла любви Божией. Слово икос – от греческого «ойкос» – дом. Икос заключает в себе более пространное развитие темы кондака, обычно содержит двенадцать воззваний, начинающихся призыванием имени Господня или приветствием Ангела-Благовестника, обращенного к Пресвятой Богородице: «Радуйся» и т.д.

Акафисты составляли люди различных сословий и званий – архиереи, священники, монахи, государственные деятели, военачальники и простые миряне. В этом кроется еще одна причина того, что с древнейших времен акафисты были одним из любимых молитвословий православных христиан. По словам исследователя А. Попова, «Акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души, особенно души унылой, мятущейся, скорбящей. В испорченную грехом и удушливую от уныния атмосферу души христианина акафист вносит чистую струю здоровой свежести и благоухания святости».

Первый акафист был составлен в VII веке диаконом константинопольской Церкви Георгием Писидийским в честь Божией Матери (акафист Благовещению, часто именующийся просто как акафист Пресвятой Богородице) в благодарность за чудесное избавление Константинополя от нашествия аваров в 626 году. Необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери, им просвещается ум, от него сердце исполняется радости и извещения. А непостижимое становится понятным по чудному действию, производимому на ум и сердце.

Многие годы акафист Божией Матери был единственным в православном песнотворчестве. И только в XIII веке появился акафист Господу Иисусу Христу, исполненный духа покаяния, молитвы, любви и умиления, который назван в славянском переводе акафистом Иисусу Сладчайшему.

В своих творениях святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Молитвенное чтение акафиста сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению молитвой Иисусовой... В акафисте Божией Матери воспето вочеловечение Бога-Слова и величие Божией Матери, Которую за рождение Ею вочеловечившегося Бога ублажают вси роди (Лк. 1, 48)».

Большое распространение получили акафисты на Руси во второй половине XIV – начале XV веков – в эпоху высшего расцвета духовной жизни, которую принято называть восточноевропейским предвозрождением или православным возрождением. Именно в это время оживились и окрепли русские связи с Афоном и Константинополем и активно стали переводиться творения исихастов.

Со временем наряду с переводными греческими акафистами появились акафисты, составленные в России. Оригинальных русских акафистов досинодального периода не много. Первый отечественный акафист, как указывает архиепископ Филарет (Гумилевский), был написан в XVI веке Пахомием Логофетом в честь игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

В XIX веке появились акафисты митрополита Иннокентия Херсонского, и любовь народа к акафистам разгорелась с необыкновенной силою. Преосвященный Иннокентий в послании архиепископу Рязанскому Гавриилу писал: «Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом… Опыт показывает, что это одно из любимейших чтений для православного народа». За вторую половину XIX века в России были написаны акафисты почти всем почитаемым иконам Божией Матери и сонму святых подвижников. Общее число изданных в то время новых акафистов составляет более полутора сотен.

После восстановления Патриаршества в России в 1917 году и во время тягчайших гонений на веру Христову произошел поразительный взлет акафистного творчества в Русской Церкви. Никогда не появлялось в России столько исполненных духовного огня акафистов, как в те годы, когда страх и ужас объял многих людей, когда безбожная власть вела войну против своего народа, пыталась вытравить из него веру в Бога, совесть и нравственность. Именно тогда акафисты вновь начали публиковаться в различных изданиях Московской Патриархии.

В те атеистические годы верующие вручную в тетрадях, на листках переписывали акафисты и передавали друг другу, чтобы в домашних условиях славословить Бога, благодарить за то, что в тяжкие годы ожесточения сердец Господь помогает верующим оставаться людьми, творить добро, служить государству и заниматься воспитанием детей в духе благоговения и благодарности.

Во всем многообразии богослужебной литературы акафисты занимают скромное место, но очень важны в укладе жизни верующего человека. В настоящее время в средних и высших учебных заведениях наблюдаются большие уклонения в изучение опасных для развития детей сектантских воззрений, низводя жизнь до неверия, атеизма и безбожия. Отсюда и наркотики, детский алкоголизм, депрессии, самоубийства, морально-нравственное растление. И всему этому негативу легко противостоит благодарение Бога, Божией Матери, святых, наполняющих всю сущность человеческого бытия.

Кто не благодарит Бога, тот как человек гордый и самолюбивый, удаляет себя от Бога и губит себя, обрекая на вечную погибель.

Обществом памяти игумении Таисии издаются различные акафисты, посвященные Господу, Божией Матери, Святым Небесным Силам и Святым Угодникам Божиим. Взирая на труды наших матерей и сестер, прилагавших столько сил в переписывании акафистов и молебнов, сотрудники Общества стараются выпускать их на самом высоком полиграфическом уровне, стремясь сохранить традиции старинных изданий, отражающих высокий аскетический дух прошлого, совместив их с современными методами дизайна.

Akafisti 1.jpg

Сегодня, когда Русская Православная Церковь имеет уже более чем тысячелетнюю историю, акафисты, как радостные песнопения, необычайно соответствуют духу времени; и пока раздается на нашей земле чтение и пение акафистное, исполняется призыв святого апостола Павла, обращенный ко всем верующим и любящим Господа: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5, 16 – 18).


Назад

Акафисты

Акафисты, как особая форма церковных песнопений, по своему содержанию и построению представляют собой христианскую церковную поэзию. Акафисты перешли к нам из Греции вместе с другими богослужебными книгами. В рукописях XI – XII веков уже встречаются их переводы на славянский язык.

2012-05-06

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Акафисты
Акафисты

Акафисты

06.05.2012

Акафисты, как особая форма церковных песнопений, по своему содержанию и построению представляют собой христианскую церковную поэзию. Акафисты перешли к нам из Греции вместе с другими богослужебными книгами. В рукописях XI – XII веков уже встречаются их переводы на славянский язык.

Слово «акафист», имеющее греческое происхождение, «акафистос химнос» в буквальном переводе означает «неседальное пение». Так называются торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, которым православные христиане внимают стоя.

Акафист – это молитвословие, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Слово кондак происходит от греческого «контас» – палочка, на которую наматывался свиток пергамента. В кондаке раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, об осуществлении Божия домостроительства спасения рода человеческого, о тех, кто послужил осуществлению этого замысла любви Божией. Слово икос – от греческого «ойкос» – дом. Икос заключает в себе более пространное развитие темы кондака, обычно содержит двенадцать воззваний, начинающихся призыванием имени Господня или приветствием Ангела-Благовестника, обращенного к Пресвятой Богородице: «Радуйся» и т.д.

Акафисты составляли люди различных сословий и званий – архиереи, священники, монахи, государственные деятели, военачальники и простые миряне. В этом кроется еще одна причина того, что с древнейших времен акафисты были одним из любимых молитвословий православных христиан. По словам исследователя А. Попова, «Акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души, особенно души унылой, мятущейся, скорбящей. В испорченную грехом и удушливую от уныния атмосферу души христианина акафист вносит чистую струю здоровой свежести и благоухания святости».

Первый акафист был составлен в VII веке диаконом константинопольской Церкви Георгием Писидийским в честь Божией Матери (акафист Благовещению, часто именующийся просто как акафист Пресвятой Богородице) в благодарность за чудесное избавление Константинополя от нашествия аваров в 626 году. Необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери, им просвещается ум, от него сердце исполняется радости и извещения. А непостижимое становится понятным по чудному действию, производимому на ум и сердце.

Многие годы акафист Божией Матери был единственным в православном песнотворчестве. И только в XIII веке появился акафист Господу Иисусу Христу, исполненный духа покаяния, молитвы, любви и умиления, который назван в славянском переводе акафистом Иисусу Сладчайшему.

В своих творениях святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Молитвенное чтение акафиста сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению молитвой Иисусовой... В акафисте Божией Матери воспето вочеловечение Бога-Слова и величие Божией Матери, Которую за рождение Ею вочеловечившегося Бога ублажают вси роди (Лк. 1, 48)».

Большое распространение получили акафисты на Руси во второй половине XIV – начале XV веков – в эпоху высшего расцвета духовной жизни, которую принято называть восточноевропейским предвозрождением или православным возрождением. Именно в это время оживились и окрепли русские связи с Афоном и Константинополем и активно стали переводиться творения исихастов.

Со временем наряду с переводными греческими акафистами появились акафисты, составленные в России. Оригинальных русских акафистов досинодального периода не много. Первый отечественный акафист, как указывает архиепископ Филарет (Гумилевский), был написан в XVI веке Пахомием Логофетом в честь игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

В XIX веке появились акафисты митрополита Иннокентия Херсонского, и любовь народа к акафистам разгорелась с необыкновенной силою. Преосвященный Иннокентий в послании архиепископу Рязанскому Гавриилу писал: «Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом… Опыт показывает, что это одно из любимейших чтений для православного народа». За вторую половину XIX века в России были написаны акафисты почти всем почитаемым иконам Божией Матери и сонму святых подвижников. Общее число изданных в то время новых акафистов составляет более полутора сотен.

После восстановления Патриаршества в России в 1917 году и во время тягчайших гонений на веру Христову произошел поразительный взлет акафистного творчества в Русской Церкви. Никогда не появлялось в России столько исполненных духовного огня акафистов, как в те годы, когда страх и ужас объял многих людей, когда безбожная власть вела войну против своего народа, пыталась вытравить из него веру в Бога, совесть и нравственность. Именно тогда акафисты вновь начали публиковаться в различных изданиях Московской Патриархии.

В те атеистические годы верующие вручную в тетрадях, на листках переписывали акафисты и передавали друг другу, чтобы в домашних условиях славословить Бога, благодарить за то, что в тяжкие годы ожесточения сердец Господь помогает верующим оставаться людьми, творить добро, служить государству и заниматься воспитанием детей в духе благоговения и благодарности.

Во всем многообразии богослужебной литературы акафисты занимают скромное место, но очень важны в укладе жизни верующего человека. В настоящее время в средних и высших учебных заведениях наблюдаются большие уклонения в изучение опасных для развития детей сектантских воззрений, низводя жизнь до неверия, атеизма и безбожия. Отсюда и наркотики, детский алкоголизм, депрессии, самоубийства, морально-нравственное растление. И всему этому негативу легко противостоит благодарение Бога, Божией Матери, святых, наполняющих всю сущность человеческого бытия.

Кто не благодарит Бога, тот как человек гордый и самолюбивый, удаляет себя от Бога и губит себя, обрекая на вечную погибель.

Обществом памяти игумении Таисии издаются различные акафисты, посвященные Господу, Божией Матери, Святым Небесным Силам и Святым Угодникам Божиим. Взирая на труды наших матерей и сестер, прилагавших столько сил в переписывании акафистов и молебнов, сотрудники Общества стараются выпускать их на самом высоком полиграфическом уровне, стремясь сохранить традиции старинных изданий, отражающих высокий аскетический дух прошлого, совместив их с современными методами дизайна.

Akafisti 1.jpg

Сегодня, когда Русская Православная Церковь имеет уже более чем тысячелетнюю историю, акафисты, как радостные песнопения, необычайно соответствуют духу времени; и пока раздается на нашей земле чтение и пение акафистное, исполняется призыв святого апостола Павла, обращенный ко всем верующим и любящим Господа: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5, 16 – 18).


Назад