Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
Праволавная литература, богословие, богослужебные книги, акафисты
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
  У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
  C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
  Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
  С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!

Как подняться к небесам

«Библия не учит нас тому, как устроено небо. Она учит нас, как подняться к небесам». Одни приписывают эту мысль Галилео Галилею, другие Альберту Эйнштейну.

2015-12-01

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Как подняться к небесам
Как подняться к небесам

Как подняться к небесам

01.12.2015

«Библия не учит нас тому, как устроено небо. Она учит нас, как подняться к небесам».

skyroad.jpgОдни приписывают эту мысль Галилео Галилею, другие Альберту Эйнштейну. Не важно, кому она точно принадлежит, важно, что нет человека науки, искусства и даже честного перед своей совестью и избирателями политика, который бы ни признавал, что мир не только материален. Потому что душа, христианка по рождению, как учит учитель Церкви Ориген, стремится постоянно к открытию сверхбытийного, к чему влечет ее природа сотворения. И как только она откроет его, она стремится к очищению от греха и достижению максимального совершенства, насколько оно позволено нам Богом.

Множество людей пробудилось к сверхбытию. Меньшинство из них имеют счастье начать процесс воцерковления в православной среде под духовным руководством опытного священника.

Большинство моих соотечественников-болгар, особенно после перемен 1989 г., обратились к вере, но не к православной, а ко всяким духовным и далеко небезопасным суррогатам – восточным культам, new age – движениям, оккультизму, новым харизматическим культам и тоталитарным сектам, особенно опасным из-за нетрадиционных методов воздействия на психику, к неопротестантизму. Последний опасен тем, что имитирует христианскую принадлежность, в то время как цели его проповедников абсолютно коммерческие, в любом случае – они получают прибыль от попавшего в их сети человека.

Впрочем, по разным причинам, на моей Родине нынешние трудности в достижении чистоты христианства, православия в том виде, в каком оно завещано нам Самим Господом Иисусом Христом, объяснено святыми отцами и сохранено веками Православной Церковью, достаточно велики.

С одной стороны, раскол, спровоцированный в 90-х годах правыми «демократическими» силами, разделил почти на два десятилетия Православную Болгарскую Церковь на два Синода – одни канонический, другой раскольнический, признанный и поддерживаемый теми же «демократическими» силами, что составили подряд три правительства за двенадцать лет. Каноничный Синод БПЦ за эти годы был лишен многих храмов, земли, собственности на продолжительное время. Вследствие этого Болгарская Патриархия (каноническая) испытывала серьезные материальные затруднения в издательской деятельности, катехизации, даже в выплате зарплат священникам.

С другой стороны, в это время был пропущен шанс для создания адекватной связи между высшим клиром БПЦ в лице ее Священного Синода и богословской академической общественностью. Правда, к тому времени самые авторитетные преподаватели Богословского факультета Софийского университета уже почили, а молодые теологи практически сформировались исключительно на базе академических знаний, полученных в Болгарии и на специализации в Германии, Австрии и Италии. То же относится и к преподавателям Библейской истории, Библейской археологии, истории Ветхого и Нового Завета, литургики, церковного пения и регентства.

София. Болгария

Таким образом, естественная и реальная преемственность между Церковью и академической общественностью почти не существует и по сей день.

Это неизбежно отражается на уровне подготовленности студентов и даже докторантов. Отсутствуют не только учебные пособия, но и учебники по ряду основополагающих дисциплин богословия, без которых невозможно понять христианство и его доктрину. Так, например, на Богословских факультетах Софийского и Великотырновского университетов изучается Библейская история и Библейская археология, однако, к настоящему моменту имеется только один единственный учебник по библейской археологии профессора ставрофорного иконома Николая Шиварова, который написан более 15-ти лет назад. Учебника по Библейской истории в Болгарии до сих пор нет, независимо, что эта богословская дисциплина является основополагающей и находится в учебной программе этих двух университетов.

К настоящему времени издан учебник по Библейской археологии проф. Шиварова, но он полон заимствований из австрийских и немецких источников. Из него лишь до известной степени могут быть почерпнуты сведения, соответствующие времени создания Святой Книги. Там читатель может получить информацию о некоторых событиях и датах, единицах измерения и названия некоторых городов и местностей. Однако он не может получить систематизированной информации об исторической действительности, светской и религиозной, и неизбежной связи между ними, не может получить информацию о том, как верования, обычаи и нравы древних соотносились с миропониманием Апостолов, Христовых учеников и христиан в целом.

Студенты изучают Библейскую историю по лекциям преподавателей. Рекомендованная им литература болгарских и иностранных авторов касается лишь отдельных вопросов истории Богоизбранного народа. Завершенного цикла, целостной и системной информации о ней нет. Следовательно, читатель не может произвести глубокий собственный анализ и сделать выводы. На Богословском факультете Софийского университета преподаватели кафедры Библеистики, кроме своих лекций, рекомендуют студентам «Библейские события» Вернера Келлера, «Историю Иудеи» афинского профессора А. Хаступиса и собственные статьи, опубликованные на различных сайтах по поводу того или другого библейского события.

И это в то время, когда в Болгарии имеется достаточно богословских изданий, в том числе «Библейская история» архимандрита Венедикта (Князева), изданная Обществом памяти игумении Таисии в Санкт-Петербурге. Она прекрасно восполняет известную лакуну. Фактом, подтверждающим это, является тот интерес, с которым встретили преподаватели кафедры Библеистики Софийского университета сигнальные экземпляры предоставленной им книги. Издание могло бы принести огромную пользу студентам, но, к сожалению, из-за транспортных проблем тираж до сих пор не доставлен в Софию полностью.

Лаконичный стиль архимандрита Венедикта (Князева) и богатая информация, которую он подает в доступной и увлекательной форме с множеством пояснений, превращает его «Библейскую историю» в труд, который не только дает студентам-богословам основные понятия, но и расширяет их, излагая библейские события хронологически и систематически. Одновременно он опирается на факты современной науки, которые особенным образом укрепляют Истину, данную нам от Бога. В труде архимандрита Венедикта (Князева) рассматриваются основные источники по библейской истории, рождение израильского народа и государства, установление монархии, взлеты и падения Древнего Израиля. Прослеживаются столкновения с соседними народами и великими империями на протяжении целого тысячелетия до Христа. Особое внимание уделяется так называемой «междузаветной эпохе», которая совпадает с эпохой эллинизма. Дисциплина рассматривает исторический процесс через призму библейского понимания действия Божьего промысла, который доводит ветхозаветное человечество до времени рождества Иисуса Христа, Который начинает новую эру – эру христианства.

В увлекательной форме он знакомит читателя не только с историческими обстоятельствами и средой, в которой и происходят библейские события, но и увязывает их с конкретными археологическими открытиями. Доступность языка и умение поднести информацию понятно, но не за счет умаления ее научности, делает «Библейскую историю» очень полезным чтивом не только для студентов и семинаристов, но и для тех, кто системно интересуется и желает получить более серьезную подготовку в своих познаниях о Христе и Его спасительной миссии. Автор проследил возникновение и формирование богоизбранного народа Израиля и определил его значение и место в мировой истории. Он также проследил возникновение и развитие религиозных институтов и их значение для исторической судьбы народа древнего Израиля, как через богоизбранный народ осуществлялось распространение монотеизма как религиозной системы. Общеизвестно, что отсутствие этих познаний затрудняет прочтение Библии обыкновенными христианами, не имеющими специальной богословской подготовки.

Как переводчик «Библейской истории» архимандрита Венедикта (Князева) могу смело заявить, что эта книга заполняет некоторую пустоту в издании книг, связанных с библеистикой, в Болгарии. Ее появление в моей стране, когда это станет, наконец, возможно, поможет подготовке не только студентов-богословов, но и поможет формированию стройной системы познаний у тех серьезных православных христиан, которые стремятся развивать свои познания и формировать адекватное миропонимание на историю христианства. А это возможно только через хорошее знание Святой Книги. Потому что человек может понять жизнь и себя самого лучше всего тогда, когда взглянет на все через библейские события. Как говорил А.С. Пушкин, «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней все есть».

Силвия Николова


Назад

Как подняться к небесам

«Библия не учит нас тому, как устроено небо. Она учит нас, как подняться к небесам». Одни приписывают эту мысль Галилео Галилею, другие Альберту Эйнштейну.

2015-12-01

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Как подняться к небесам
Как подняться к небесам

Как подняться к небесам

01.12.2015

«Библия не учит нас тому, как устроено небо. Она учит нас, как подняться к небесам».

skyroad.jpgОдни приписывают эту мысль Галилео Галилею, другие Альберту Эйнштейну. Не важно, кому она точно принадлежит, важно, что нет человека науки, искусства и даже честного перед своей совестью и избирателями политика, который бы ни признавал, что мир не только материален. Потому что душа, христианка по рождению, как учит учитель Церкви Ориген, стремится постоянно к открытию сверхбытийного, к чему влечет ее природа сотворения. И как только она откроет его, она стремится к очищению от греха и достижению максимального совершенства, насколько оно позволено нам Богом.

Множество людей пробудилось к сверхбытию. Меньшинство из них имеют счастье начать процесс воцерковления в православной среде под духовным руководством опытного священника.

Большинство моих соотечественников-болгар, особенно после перемен 1989 г., обратились к вере, но не к православной, а ко всяким духовным и далеко небезопасным суррогатам – восточным культам, new age – движениям, оккультизму, новым харизматическим культам и тоталитарным сектам, особенно опасным из-за нетрадиционных методов воздействия на психику, к неопротестантизму. Последний опасен тем, что имитирует христианскую принадлежность, в то время как цели его проповедников абсолютно коммерческие, в любом случае – они получают прибыль от попавшего в их сети человека.

Впрочем, по разным причинам, на моей Родине нынешние трудности в достижении чистоты христианства, православия в том виде, в каком оно завещано нам Самим Господом Иисусом Христом, объяснено святыми отцами и сохранено веками Православной Церковью, достаточно велики.

С одной стороны, раскол, спровоцированный в 90-х годах правыми «демократическими» силами, разделил почти на два десятилетия Православную Болгарскую Церковь на два Синода – одни канонический, другой раскольнический, признанный и поддерживаемый теми же «демократическими» силами, что составили подряд три правительства за двенадцать лет. Каноничный Синод БПЦ за эти годы был лишен многих храмов, земли, собственности на продолжительное время. Вследствие этого Болгарская Патриархия (каноническая) испытывала серьезные материальные затруднения в издательской деятельности, катехизации, даже в выплате зарплат священникам.

С другой стороны, в это время был пропущен шанс для создания адекватной связи между высшим клиром БПЦ в лице ее Священного Синода и богословской академической общественностью. Правда, к тому времени самые авторитетные преподаватели Богословского факультета Софийского университета уже почили, а молодые теологи практически сформировались исключительно на базе академических знаний, полученных в Болгарии и на специализации в Германии, Австрии и Италии. То же относится и к преподавателям Библейской истории, Библейской археологии, истории Ветхого и Нового Завета, литургики, церковного пения и регентства.

София. Болгария

Таким образом, естественная и реальная преемственность между Церковью и академической общественностью почти не существует и по сей день.

Это неизбежно отражается на уровне подготовленности студентов и даже докторантов. Отсутствуют не только учебные пособия, но и учебники по ряду основополагающих дисциплин богословия, без которых невозможно понять христианство и его доктрину. Так, например, на Богословских факультетах Софийского и Великотырновского университетов изучается Библейская история и Библейская археология, однако, к настоящему моменту имеется только один единственный учебник по библейской археологии профессора ставрофорного иконома Николая Шиварова, который написан более 15-ти лет назад. Учебника по Библейской истории в Болгарии до сих пор нет, независимо, что эта богословская дисциплина является основополагающей и находится в учебной программе этих двух университетов.

К настоящему времени издан учебник по Библейской археологии проф. Шиварова, но он полон заимствований из австрийских и немецких источников. Из него лишь до известной степени могут быть почерпнуты сведения, соответствующие времени создания Святой Книги. Там читатель может получить информацию о некоторых событиях и датах, единицах измерения и названия некоторых городов и местностей. Однако он не может получить систематизированной информации об исторической действительности, светской и религиозной, и неизбежной связи между ними, не может получить информацию о том, как верования, обычаи и нравы древних соотносились с миропониманием Апостолов, Христовых учеников и христиан в целом.

Студенты изучают Библейскую историю по лекциям преподавателей. Рекомендованная им литература болгарских и иностранных авторов касается лишь отдельных вопросов истории Богоизбранного народа. Завершенного цикла, целостной и системной информации о ней нет. Следовательно, читатель не может произвести глубокий собственный анализ и сделать выводы. На Богословском факультете Софийского университета преподаватели кафедры Библеистики, кроме своих лекций, рекомендуют студентам «Библейские события» Вернера Келлера, «Историю Иудеи» афинского профессора А. Хаступиса и собственные статьи, опубликованные на различных сайтах по поводу того или другого библейского события.

И это в то время, когда в Болгарии имеется достаточно богословских изданий, в том числе «Библейская история» архимандрита Венедикта (Князева), изданная Обществом памяти игумении Таисии в Санкт-Петербурге. Она прекрасно восполняет известную лакуну. Фактом, подтверждающим это, является тот интерес, с которым встретили преподаватели кафедры Библеистики Софийского университета сигнальные экземпляры предоставленной им книги. Издание могло бы принести огромную пользу студентам, но, к сожалению, из-за транспортных проблем тираж до сих пор не доставлен в Софию полностью.

Лаконичный стиль архимандрита Венедикта (Князева) и богатая информация, которую он подает в доступной и увлекательной форме с множеством пояснений, превращает его «Библейскую историю» в труд, который не только дает студентам-богословам основные понятия, но и расширяет их, излагая библейские события хронологически и систематически. Одновременно он опирается на факты современной науки, которые особенным образом укрепляют Истину, данную нам от Бога. В труде архимандрита Венедикта (Князева) рассматриваются основные источники по библейской истории, рождение израильского народа и государства, установление монархии, взлеты и падения Древнего Израиля. Прослеживаются столкновения с соседними народами и великими империями на протяжении целого тысячелетия до Христа. Особое внимание уделяется так называемой «междузаветной эпохе», которая совпадает с эпохой эллинизма. Дисциплина рассматривает исторический процесс через призму библейского понимания действия Божьего промысла, который доводит ветхозаветное человечество до времени рождества Иисуса Христа, Который начинает новую эру – эру христианства.

В увлекательной форме он знакомит читателя не только с историческими обстоятельствами и средой, в которой и происходят библейские события, но и увязывает их с конкретными археологическими открытиями. Доступность языка и умение поднести информацию понятно, но не за счет умаления ее научности, делает «Библейскую историю» очень полезным чтивом не только для студентов и семинаристов, но и для тех, кто системно интересуется и желает получить более серьезную подготовку в своих познаниях о Христе и Его спасительной миссии. Автор проследил возникновение и формирование богоизбранного народа Израиля и определил его значение и место в мировой истории. Он также проследил возникновение и развитие религиозных институтов и их значение для исторической судьбы народа древнего Израиля, как через богоизбранный народ осуществлялось распространение монотеизма как религиозной системы. Общеизвестно, что отсутствие этих познаний затрудняет прочтение Библии обыкновенными христианами, не имеющими специальной богословской подготовки.

Как переводчик «Библейской истории» архимандрита Венедикта (Князева) могу смело заявить, что эта книга заполняет некоторую пустоту в издании книг, связанных с библеистикой, в Болгарии. Ее появление в моей стране, когда это станет, наконец, возможно, поможет подготовке не только студентов-богословов, но и поможет формированию стройной системы познаний у тех серьезных православных христиан, которые стремятся развивать свои познания и формировать адекватное миропонимание на историю христианства. А это возможно только через хорошее знание Святой Книги. Потому что человек может понять жизнь и себя самого лучше всего тогда, когда взглянет на все через библейские события. Как говорил А.С. Пушкин, «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней все есть».

Силвия Николова


Назад