Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
Праволавная литература, богословие, богослужебные книги, акафисты
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
  У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
  C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
  Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
  С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!

Великая награда любящим Бога

В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской тысячи благодарных приверженцев и почитателей ее памяти приходят к часовенке, чтобы побыть рядом с той, которая в тяжкое время помогла и направила жизнь в другом, более оптимистичном направлении.

2017-02-06

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Великая награда любящим Бога
Великая награда любящим Бога

Великая награда любящим Бога

06.02.2017

В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской тысячи благодарных приверженцев и почитателей ее памяти приходят к часовенке, чтобы побыть рядом с той, которая в тяжкое время помогла и направила жизнь в другом, более оптимистичном направлении. Помолившись и испросив благословение, они возвращаются в свои дома и затем в следующий праздник опять приходят к часовенке. Чтобы лучше понять ее подвиг, можно вспомнить подвижническое житие ныне почитаемого Церковью другого святого, Климента, епископа Анкирского, который помощью Божией положил начало новому отношению к христианству в ранней Римской империи в то непростое время.

sv_Kliment-ankirskij.jpgСвятой Климент родился в Анкире, в семье, в которой отец и мать так и не сошлись во взглядах на действительность. Отец его был непреклонный язычник, поклонявшийся богам, и не было никакой возможности изменить его мировоззрение. Мать его была христианка и, оставив надежду повлиять на мужа, она просила Господа даровать ей свободу от семейных уз. И потому она рано осталась вдовой и все свое время посвящала воспитанию сына в христианском духе и богопочитании. «Климент» в переводе означает «леторасль благодатная», таковым он и был, и потому легко усвоял прочитанное. К двенадцати его годам пришло время и матери, Евфросинии, отойти в жизнь вечную. Перед этим она призвала к себе сына и, прощаясь, сказала: «Сынок, не думай, что остаешься один сироткой, я оставляю тебя с Отцом, Им будет для тебя Иисус Христос, Который пострадал за нас всех и всем нам даровал жизнь вечную. Я прошу тебя, возлюбленное мое чадо, поскольку вскоре приблизятся времена, когда верующие будут гонимы, обещай мне, что не посрамишь своей матери и, пострадав за Христа, не отступишь в своих страданиях и до конца своих дней соблюдешь верность Тому, Кто пролил Кровь Свою дражайшую за всех нас, за человеческий род. Пообещай, что благодать, изливающаяся на тебя, освятит и не посрамит меня, молящуюся за тебя в твоем служении Отцу Небесному». И после таких слов она с миром почила о Господе.

Господь попустил Клименту воспитываться у другой матери, Софии, которая также большой любовию одаривала своего приемного сына. Тогда наступали времена нестроений в обществе, многие семьи отказывались от своих детей, которые становились беспризорниками. Климент приводил их к себе в дом и уже в этом возрасте проявлял к ним невероятную любовь, оказывал им беспримерное служение, воцерковлял их и крестил. Так у Софии, которая принимала всех, кого приводил Климент, образовалась большая семья.

К двадцати годам Климент был поставлен в храме чтецом, затем диаконом и пресвитером. А когда освободилась кафедра, народ выбрал его епископом пасти стадо Христово. И вскоре, как и предрекала Евфросиния, мать Климента, наступили тяжелые времена для Церкви: императором в Римском царстве стал Диоклетиан, жестокий гонитель христиан, повелевавший нещадно гнать и преследовать верующих во Христа. Это его повеление должно было соблюдаться во всех областях, подвластных Римской империи. В страну Галатийскую направлен был анфипат Дометиан, также отличавшийся жестким и неукротимым отношением к христианам. К нему и был приведен епископ, пасущий стадо Христово в Анкирской области. Дометиан сначала мягко просил его почтить богов, которым поклонялись в Риме. Климент ответил, что не может почитать мертвых бездушных идолов, созданных руками человеческими из различных материалов, из дерева, камня или металла и потому ничего не чувствующих, кроме воздействия на них инструментов; он же почитает Христа, пострадавшего за весь род человеческий и оставившего обетование пребывать с верующими в Него до скончания времени. Это не понравилось анфипату, и он велел предать мучениям Климента, который, помолившись, испросил у Бога помощи претерпевать напасти.

Нет надобности перечислять все те мучения, которым был подвергаем мученик, но он оставался непреклонен, мучители выбивались из сил и осознавали свою немощь, а Господь даровал святому Клименту вновь цветущий и здоровый вид. Дометиан понял, что ничего не добьется, а своими действиями он только усиливал интерес и сочувствие публики, созерцавшей стойкость и непреклонность мученика и принимавшей веру во Христа и Святое Крещение. И Дометиан решил отправить Климента в Рим к Диоклетиану, с письмом, в котором обстоятельно описал, каким мучениям он был подвергнут. Диоклетиан, увидев его, был удивлен цветущим видом и снова подверг Климента бесчеловечным жестоким мучениям. Святой Климент мужественно переносил все истязания, что служило к славе Божией и к посрамлению гордого мучителя, который утомившись, повелел бросить его в темницу. В темнице к Клименту приходило множество народа, которых он крестил и учил святой вере во Христа. Однажды с неба сошли Ангелы и передали сосуд с вином и хлебом Клименту, и он понял, что это Тело и Кровь Господни и стал ими причащать новокрещенных. Тогда же к Клименту присоединился его ученик Агафангел, желавший пострадать и умереть за Христа. После этого Диоклетиан вновь подверг Климента продолжительным и лютым пыткам, но, претерпев неудачу, решил послать Климента в Никомидию к своему соправителю Максимиану, где все происходило так же, как и ранее. Те, кто лицезрел мучения, становились верующими и принимали Крещение. После святой Климент был отдан для истязаний игемону Агриппину, его отправили на гору Пирамис для поклонения идолам, но они были сокрушены святыми мучениками. Агриппин повелел запечатать Климента и сопровождавшего его Агафангела в мешки и с грузом потопить их в море. Все считали их утонувшими, однако когда местные жители вышли к берегу моря и увидели мешки, скользящие над водой, то притянули их к берегу и освободили мучеников.

Наутро Климент и Агафангел вышли на площадь и велегласно проповедовали о Боге, Его милосердии к людям и послании в мир Сына Божия, претерпевшего страдания и Крестную смерть за род человеческий. На площади находились два нищих слепца, которых Климент силою Божиею исцелил. По совершении этого чуда народ стал приносить на площадь немощных и больных, которым молитвами мучеников Господь возвращал здоровье. Агриппин изложил об этом царю и по его повелению они были посланы назад, в Анкиру, где князь Курикий также не мог добиться успеха извращенными и тяжкими пытками, надевая на голову Климента раскаленный шлем и строгая железными когтями Агафангела. Но Господь по молитвам спасал их и оставлял здравыми. Здесь их посещала мать Климента София и приводила к нему детей, которые желали следовать за ним в его мученичестве.

По повелению царскому святых мучеников отправили в город Амисию к лютейшему в мучениях наместнику Дометию, который опускал их в раскаленную негашеную известь, положив их на одр, поливал кипящей смолой, но так и не добился от них раскаяния и служения идолам. Господь помогал святым мученикам, и они славили Бога: «Бог мой заступник мой еси и избавитель мой еси, на Него аз уповаю и не посрамлюся вовек». Обратно в Никомидию их отправили через раскаленную пустыню, где они изнывали от жары. По их молитвам Господь извел источник холодной воды и, вдоволь напившись, они продолжили путь к Максимиану. Он же велел разжечь печь пуще Вавилонской и поместил в нее мучеников, но Ангелы орошали их, и они остались невредимы. Тогда Максимиан повелел заковать их в темнице, где они провели четыре года, а затем решил передать их Сакердону, властелину Персиды, также прославившемуся лютейшими гонениями на христиан. Он велел резать их тела ножами, строгать, и настолько преисполнен был яростью, что ослаб и был унесен слугами в дом свой. Когда царь узнал о немощи Сакердона, то посмеялся над ним, мол, стольких христиан подверг страданиям, а тут сам оказался посрамленным от двух мучеников, и велел отправить их к князю Максиму, возжелавшему лестью принудить их к поклонению Дионису. Проявляя хитрость, он посадил их за богато уставленный яствами стол и, предлагая пищу, говорил, что Дионис украшен и ждет, чтобы они явились ему и принесли достойное Диониса почтение. Но Климент спросил: «Их же два, какому из них ты желаешь, чтобы мы поклонились, каменному или медному. И тот, и другой будут истреблены вскоре, и потому напрасны твои труды». Такая дерзость привела Максима в неимоверную ярость, и он приступил к ним с приготовленными орудиями пыток, это рожны, гвозди, ножи, трезубцы, и, положив тело Климента на утыканные в полотно гвозди острием вверх, повелел бить молотом по телу; Агафангелу же вливать в горло расплавленное олово. Но никак не мог лютый Максим добиться своего, отчего недоумевал, что это за чудеса приходится ему созерцать, и признал свое полное бессилие.

Тогда один вельможа Афродисий Персянин, мук лютейший изобретатель, попросил прислать святых мучеников к себе и, привязав к ногам их тяжелые грузы, приказал влачить их по улицам, чем вызвал недовольство со стороны горожан, от которых ему пришлось скрыться. Мученики, избавленные горожанами, молились и благодарили Бога, и услышали глас с неба, возвещающий им, что приближается конец их мучениям, и им должно еще немного потерпеть до достижения срока в двадцать восемь лет; затем они предстанут пред Небесным Царем, и в наступающие времена гонения на христиан прекратятся, чему несказанно возрадовались мученики. Максимин, узнав о происшедшем, раздосадованный, похулил своих идолов и решил отправить мучеников на родину Климента, в Анкиру, где князь Лукий также продолжали предавать его неслыханным мукам. Здесь по повелению Лукия Агафангел после многих мучений был усечен мечом, и София взяла его исстрадавшееся тело и упокоила в пещере, в которой молились христиане и совершали службы. Клименту же приказано было ежедневно наносить суковатым жезлом по сто пятьдесят ударов по голове и лицу, разбивая лицо полностью, но вечером в темнице Климент продолжал молиться Богу и получал от Него целительную помощь. При этом все, кто предавал Климента различным пыткам, изумлялись, недоумевали и полностью расписались в своем бессилии.

Все это повторялось с пятого ноября по пятое января, и это было время перед Богоявлением. Вместо Лукия был поставлен управлять в Анкире Александр, и пока он вникал в существо дел, София, мать Климента, пришла и вывела его из темницы помощью Божией, и он имел возможность служить литургию в пещерном храме. После литургии Климент обратился к верующим со словами о том, что времена гонений скоро окончатся, идолопоклонство упразднится, и процветет во всех странах святая вера, потому что Небесный Владыка поставит людям царя верующего, который возродит новый Рим и при нем воссияет благочестие, а принять кончину мученическую предстоит только ему самому и с ним двоим христианам. И 23 января игемон Александр с воинами направились к пещере, где и обрели Климента, совершающего литургию. Александр повелел усечь его мечом во время совершения литургии, и святая глава упала на престол, окропив кровью Святые Дары. С ним были усечены и диаконы, сослужившие ему, Харитон и Христофор. И Александр повернулся и вышел из пещеры, не трогая никого и не обращая на них никакого внимания.

KLIMENT_ANKIRSKIJ_muchenija.jpg

Вскоре пришло время, и язычество полностью отступило перед распространявшейся верой во Христа, и христианство стало во всех странах Римской империи государственной религией. Святому мученику Клименту пришлось претерпевать мучения более двадцати восьми лет, и он во славе преставился ко Господу, не посрамив матернее напутствие. Ему пришлось пострадать в Анкире от анфипата Дометиана, в Риме от царя Диоклетиана, в Никомидии от игемона Агриппина, в Анкире от князя Курикия, в Амисии от царского наместника Дометия, в Тарсе от царя Максимиана, от властителя Сакердона, от князя Максима, от вельможи Афродисия, в Анкире от князя Лукия и от игемона Александра, которые, посылая его друг другу, недоумевали и не понимали его стойкости и крепости духа, желая сломать его веру, но нашли его непреодоленным и непоколебимым и потому отступили сами и разуверились в могуществе идолов и целесообразности поклонения им.

И когда мы возвращаемся к дням служения Церкви святой блаженной Ксении, история умалчивает, каким бесчеловечным унижениям и преследованиям подвергалась святая в начале своего пути. Этот отрезок ее жизни остается для нас тайной, и только когда она стала явно помогать горожанам, когда на нее стали обращать внимание, только с этого момента до нас доходят многие ее благие дела и сила благодати, дарованная ей Господом. Свидетельством силы предстательства пред Богом святой блаженной Ксении является та многокилометровая очередь, которая тянется к ее часовенке во дни ее прославления. Так каждая судьба, каждая история жизни святых, открывает нам кусочек Божественной любви, изливающейся на нас по молитвам и святой блаженной Ксении, и священномученика Климента, епископа Анкирского, этих двух прекрасных голосов в многотысячном соборном молитвенном пении Церкви торжествующей.

Иеромонах Александр (Фаут)


Назад

Великая награда любящим Бога

В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской тысячи благодарных приверженцев и почитателей ее памяти приходят к часовенке, чтобы побыть рядом с той, которая в тяжкое время помогла и направила жизнь в другом, более оптимистичном направлении.

2017-02-06

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
Великая награда любящим Бога
Великая награда любящим Бога

Великая награда любящим Бога

06.02.2017

В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской тысячи благодарных приверженцев и почитателей ее памяти приходят к часовенке, чтобы побыть рядом с той, которая в тяжкое время помогла и направила жизнь в другом, более оптимистичном направлении. Помолившись и испросив благословение, они возвращаются в свои дома и затем в следующий праздник опять приходят к часовенке. Чтобы лучше понять ее подвиг, можно вспомнить подвижническое житие ныне почитаемого Церковью другого святого, Климента, епископа Анкирского, который помощью Божией положил начало новому отношению к христианству в ранней Римской империи в то непростое время.

sv_Kliment-ankirskij.jpgСвятой Климент родился в Анкире, в семье, в которой отец и мать так и не сошлись во взглядах на действительность. Отец его был непреклонный язычник, поклонявшийся богам, и не было никакой возможности изменить его мировоззрение. Мать его была христианка и, оставив надежду повлиять на мужа, она просила Господа даровать ей свободу от семейных уз. И потому она рано осталась вдовой и все свое время посвящала воспитанию сына в христианском духе и богопочитании. «Климент» в переводе означает «леторасль благодатная», таковым он и был, и потому легко усвоял прочитанное. К двенадцати его годам пришло время и матери, Евфросинии, отойти в жизнь вечную. Перед этим она призвала к себе сына и, прощаясь, сказала: «Сынок, не думай, что остаешься один сироткой, я оставляю тебя с Отцом, Им будет для тебя Иисус Христос, Который пострадал за нас всех и всем нам даровал жизнь вечную. Я прошу тебя, возлюбленное мое чадо, поскольку вскоре приблизятся времена, когда верующие будут гонимы, обещай мне, что не посрамишь своей матери и, пострадав за Христа, не отступишь в своих страданиях и до конца своих дней соблюдешь верность Тому, Кто пролил Кровь Свою дражайшую за всех нас, за человеческий род. Пообещай, что благодать, изливающаяся на тебя, освятит и не посрамит меня, молящуюся за тебя в твоем служении Отцу Небесному». И после таких слов она с миром почила о Господе.

Господь попустил Клименту воспитываться у другой матери, Софии, которая также большой любовию одаривала своего приемного сына. Тогда наступали времена нестроений в обществе, многие семьи отказывались от своих детей, которые становились беспризорниками. Климент приводил их к себе в дом и уже в этом возрасте проявлял к ним невероятную любовь, оказывал им беспримерное служение, воцерковлял их и крестил. Так у Софии, которая принимала всех, кого приводил Климент, образовалась большая семья.

К двадцати годам Климент был поставлен в храме чтецом, затем диаконом и пресвитером. А когда освободилась кафедра, народ выбрал его епископом пасти стадо Христово. И вскоре, как и предрекала Евфросиния, мать Климента, наступили тяжелые времена для Церкви: императором в Римском царстве стал Диоклетиан, жестокий гонитель христиан, повелевавший нещадно гнать и преследовать верующих во Христа. Это его повеление должно было соблюдаться во всех областях, подвластных Римской империи. В страну Галатийскую направлен был анфипат Дометиан, также отличавшийся жестким и неукротимым отношением к христианам. К нему и был приведен епископ, пасущий стадо Христово в Анкирской области. Дометиан сначала мягко просил его почтить богов, которым поклонялись в Риме. Климент ответил, что не может почитать мертвых бездушных идолов, созданных руками человеческими из различных материалов, из дерева, камня или металла и потому ничего не чувствующих, кроме воздействия на них инструментов; он же почитает Христа, пострадавшего за весь род человеческий и оставившего обетование пребывать с верующими в Него до скончания времени. Это не понравилось анфипату, и он велел предать мучениям Климента, который, помолившись, испросил у Бога помощи претерпевать напасти.

Нет надобности перечислять все те мучения, которым был подвергаем мученик, но он оставался непреклонен, мучители выбивались из сил и осознавали свою немощь, а Господь даровал святому Клименту вновь цветущий и здоровый вид. Дометиан понял, что ничего не добьется, а своими действиями он только усиливал интерес и сочувствие публики, созерцавшей стойкость и непреклонность мученика и принимавшей веру во Христа и Святое Крещение. И Дометиан решил отправить Климента в Рим к Диоклетиану, с письмом, в котором обстоятельно описал, каким мучениям он был подвергнут. Диоклетиан, увидев его, был удивлен цветущим видом и снова подверг Климента бесчеловечным жестоким мучениям. Святой Климент мужественно переносил все истязания, что служило к славе Божией и к посрамлению гордого мучителя, который утомившись, повелел бросить его в темницу. В темнице к Клименту приходило множество народа, которых он крестил и учил святой вере во Христа. Однажды с неба сошли Ангелы и передали сосуд с вином и хлебом Клименту, и он понял, что это Тело и Кровь Господни и стал ими причащать новокрещенных. Тогда же к Клименту присоединился его ученик Агафангел, желавший пострадать и умереть за Христа. После этого Диоклетиан вновь подверг Климента продолжительным и лютым пыткам, но, претерпев неудачу, решил послать Климента в Никомидию к своему соправителю Максимиану, где все происходило так же, как и ранее. Те, кто лицезрел мучения, становились верующими и принимали Крещение. После святой Климент был отдан для истязаний игемону Агриппину, его отправили на гору Пирамис для поклонения идолам, но они были сокрушены святыми мучениками. Агриппин повелел запечатать Климента и сопровождавшего его Агафангела в мешки и с грузом потопить их в море. Все считали их утонувшими, однако когда местные жители вышли к берегу моря и увидели мешки, скользящие над водой, то притянули их к берегу и освободили мучеников.

Наутро Климент и Агафангел вышли на площадь и велегласно проповедовали о Боге, Его милосердии к людям и послании в мир Сына Божия, претерпевшего страдания и Крестную смерть за род человеческий. На площади находились два нищих слепца, которых Климент силою Божиею исцелил. По совершении этого чуда народ стал приносить на площадь немощных и больных, которым молитвами мучеников Господь возвращал здоровье. Агриппин изложил об этом царю и по его повелению они были посланы назад, в Анкиру, где князь Курикий также не мог добиться успеха извращенными и тяжкими пытками, надевая на голову Климента раскаленный шлем и строгая железными когтями Агафангела. Но Господь по молитвам спасал их и оставлял здравыми. Здесь их посещала мать Климента София и приводила к нему детей, которые желали следовать за ним в его мученичестве.

По повелению царскому святых мучеников отправили в город Амисию к лютейшему в мучениях наместнику Дометию, который опускал их в раскаленную негашеную известь, положив их на одр, поливал кипящей смолой, но так и не добился от них раскаяния и служения идолам. Господь помогал святым мученикам, и они славили Бога: «Бог мой заступник мой еси и избавитель мой еси, на Него аз уповаю и не посрамлюся вовек». Обратно в Никомидию их отправили через раскаленную пустыню, где они изнывали от жары. По их молитвам Господь извел источник холодной воды и, вдоволь напившись, они продолжили путь к Максимиану. Он же велел разжечь печь пуще Вавилонской и поместил в нее мучеников, но Ангелы орошали их, и они остались невредимы. Тогда Максимиан повелел заковать их в темнице, где они провели четыре года, а затем решил передать их Сакердону, властелину Персиды, также прославившемуся лютейшими гонениями на христиан. Он велел резать их тела ножами, строгать, и настолько преисполнен был яростью, что ослаб и был унесен слугами в дом свой. Когда царь узнал о немощи Сакердона, то посмеялся над ним, мол, стольких христиан подверг страданиям, а тут сам оказался посрамленным от двух мучеников, и велел отправить их к князю Максиму, возжелавшему лестью принудить их к поклонению Дионису. Проявляя хитрость, он посадил их за богато уставленный яствами стол и, предлагая пищу, говорил, что Дионис украшен и ждет, чтобы они явились ему и принесли достойное Диониса почтение. Но Климент спросил: «Их же два, какому из них ты желаешь, чтобы мы поклонились, каменному или медному. И тот, и другой будут истреблены вскоре, и потому напрасны твои труды». Такая дерзость привела Максима в неимоверную ярость, и он приступил к ним с приготовленными орудиями пыток, это рожны, гвозди, ножи, трезубцы, и, положив тело Климента на утыканные в полотно гвозди острием вверх, повелел бить молотом по телу; Агафангелу же вливать в горло расплавленное олово. Но никак не мог лютый Максим добиться своего, отчего недоумевал, что это за чудеса приходится ему созерцать, и признал свое полное бессилие.

Тогда один вельможа Афродисий Персянин, мук лютейший изобретатель, попросил прислать святых мучеников к себе и, привязав к ногам их тяжелые грузы, приказал влачить их по улицам, чем вызвал недовольство со стороны горожан, от которых ему пришлось скрыться. Мученики, избавленные горожанами, молились и благодарили Бога, и услышали глас с неба, возвещающий им, что приближается конец их мучениям, и им должно еще немного потерпеть до достижения срока в двадцать восемь лет; затем они предстанут пред Небесным Царем, и в наступающие времена гонения на христиан прекратятся, чему несказанно возрадовались мученики. Максимин, узнав о происшедшем, раздосадованный, похулил своих идолов и решил отправить мучеников на родину Климента, в Анкиру, где князь Лукий также продолжали предавать его неслыханным мукам. Здесь по повелению Лукия Агафангел после многих мучений был усечен мечом, и София взяла его исстрадавшееся тело и упокоила в пещере, в которой молились христиане и совершали службы. Клименту же приказано было ежедневно наносить суковатым жезлом по сто пятьдесят ударов по голове и лицу, разбивая лицо полностью, но вечером в темнице Климент продолжал молиться Богу и получал от Него целительную помощь. При этом все, кто предавал Климента различным пыткам, изумлялись, недоумевали и полностью расписались в своем бессилии.

Все это повторялось с пятого ноября по пятое января, и это было время перед Богоявлением. Вместо Лукия был поставлен управлять в Анкире Александр, и пока он вникал в существо дел, София, мать Климента, пришла и вывела его из темницы помощью Божией, и он имел возможность служить литургию в пещерном храме. После литургии Климент обратился к верующим со словами о том, что времена гонений скоро окончатся, идолопоклонство упразднится, и процветет во всех странах святая вера, потому что Небесный Владыка поставит людям царя верующего, который возродит новый Рим и при нем воссияет благочестие, а принять кончину мученическую предстоит только ему самому и с ним двоим христианам. И 23 января игемон Александр с воинами направились к пещере, где и обрели Климента, совершающего литургию. Александр повелел усечь его мечом во время совершения литургии, и святая глава упала на престол, окропив кровью Святые Дары. С ним были усечены и диаконы, сослужившие ему, Харитон и Христофор. И Александр повернулся и вышел из пещеры, не трогая никого и не обращая на них никакого внимания.

KLIMENT_ANKIRSKIJ_muchenija.jpg

Вскоре пришло время, и язычество полностью отступило перед распространявшейся верой во Христа, и христианство стало во всех странах Римской империи государственной религией. Святому мученику Клименту пришлось претерпевать мучения более двадцати восьми лет, и он во славе преставился ко Господу, не посрамив матернее напутствие. Ему пришлось пострадать в Анкире от анфипата Дометиана, в Риме от царя Диоклетиана, в Никомидии от игемона Агриппина, в Анкире от князя Курикия, в Амисии от царского наместника Дометия, в Тарсе от царя Максимиана, от властителя Сакердона, от князя Максима, от вельможи Афродисия, в Анкире от князя Лукия и от игемона Александра, которые, посылая его друг другу, недоумевали и не понимали его стойкости и крепости духа, желая сломать его веру, но нашли его непреодоленным и непоколебимым и потому отступили сами и разуверились в могуществе идолов и целесообразности поклонения им.

И когда мы возвращаемся к дням служения Церкви святой блаженной Ксении, история умалчивает, каким бесчеловечным унижениям и преследованиям подвергалась святая в начале своего пути. Этот отрезок ее жизни остается для нас тайной, и только когда она стала явно помогать горожанам, когда на нее стали обращать внимание, только с этого момента до нас доходят многие ее благие дела и сила благодати, дарованная ей Господом. Свидетельством силы предстательства пред Богом святой блаженной Ксении является та многокилометровая очередь, которая тянется к ее часовенке во дни ее прославления. Так каждая судьба, каждая история жизни святых, открывает нам кусочек Божественной любви, изливающейся на нас по молитвам и святой блаженной Ксении, и священномученика Климента, епископа Анкирского, этих двух прекрасных голосов в многотысячном соборном молитвенном пении Церкви торжествующей.

Иеромонах Александр (Фаут)


Назад