Вся Россия и весь читающий мир уже начали готовиться к центральному событию современного культурного сообщества – к 200-летнему юбилею выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского, своим творчеством заслужившего признание и любовь миллионов людей по всему миру. Свой вклад в дело сохранения уникального художественного наследия Федора Михайловича внесла и Санкт-Петербургская общественная организация «Общество памяти игумении Таисии». В конце 2019 года Санкт-Петербургу был представлен фильм из 11 серий, который повествует о жизни, творчестве и религиозных исканиях нашего гениального соотечественника. В фильме показано самое главное и важное, что привнес Достоевский в наш мир, а также то, что он несет сегодня в своем великом творчестве, не только как писатель, но и как православный мыслитель, проповедник и пророк.
В каждой части фильма церковный историк и публицист Николай Симаков раскрывает разные стороны жизни и творчества, горячую веру и великие пророчества Достоевского. Фильм снимали в Санкт-Петербурге, в тех местах, где жил писатель и где жили герои его романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток» и других произведений. Кроме того, съемки проходили в Старой Руссе, где жил Ф. М. Достоевский и где он написал свой последний великий роман «Братья Карамазовы».
1 серия – «Пролог»
В первой части фильма повествуется о начале жизни и творчества Ф. М. Достоевского, величайшего не только русского, но и общемирового писателя, глубоко проникшего в тайны человеческой души. Родившись в Москве, Достоевский приезжает в Петербург для учебы в главном инженерном училище. С этого момента его жизнь тесно связана с Петербургом. Здесь он пишет первый роман «Бедные люди», получивший высокую оценку Некрасова и Белинского, и входит в большую русскую литературу как писатель.
2 серия – «Крестный путь»
В творчестве Достоевского появляется центральная тема раздвоенности души человеческой, борьбы добра и зла (Повесть «Двойник»), которая будет продолжаться на всем протяжении последующей жизни. Появляются его новые произведения («Белые ночи», «Неточка Незванова», «Хозяйка»). Но творческий путь прерывается: вместе с другими петрашевцами Достоевский арестован, препровожден в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни. Будучи помилованным, отправляется на четыре года на каторгу в Сибирь лишенным всех прав и состояний. В страданиях он обретает веру в Бога.
3 серия – «Возвращение»
После амнистии Достоевский возвращается в Петербург, и начинается новый период его жизни. Он переживает тяжелые события – смерть жены и брата Михаила. Достоевский пишет «Записки из подполья» − пролог к пятикнижию Достоевского, согласно которому человек, жаждущий свободы, спасения и бессмертия, рационально непостижим. В Петербурге происходит знакомство с Анной Григорьевной Сниткиной, которая помогает ему в работе над романом «Игрок». Достоевского ожидает счастливый брак, который будет ему большой опорой в его нелегкой жизни.
4 серия – «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» − самый петербургский роман Достоевского. Это христианская трагедия, раскрывающая тайны человеческой души, жаждущей спасения и бессмертия. Родион Раскольников – носитель идеи о праве сильной личности на преступление и убийство. Но убийство стало наказанием для его души. Спасение от духовной смерти Раскольников обретает, приняв добровольно страдания за совершенное преступление.
5 серия – «Идиот»
В романе Достоевского «Идиот» показан положительно-прекрасный герой Лев Мышкин. Подобно Христу, он как проповедник добра и сострадания приходит к людям, чтобы спасти их от гибели. Но гордыня, своеволие и зло глубоко коренятся в человеке. Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну. Тем самым Достоевский показывает, что нельзя спасти человека, победить зло лишь человеческими усилиями, без помощи Божией.
6 серия – «Гений»
Роман Достоевского «Подросток» посвящен теме «Отцы и дети». Двадцатилетний юноша Аркадий Долгорукий, претерпевший много обид и унижений, ненавидит людей и охвачен идеей стать Ротшильдом, который для него символ власти и богатства. Но благодаря встрече с Божиим странником Макаром Ивановичем Долгоруким, являющим собой образ духовной красоты и благообразия, он обретает истинный смысл жизни.
В Петербурге же Достоевский начинает издавать «Дневник писателя», своеобразную энциклопедию русской жизни, и достигает поразительной силы в искусстве малых повествовательных жанров, проповедуя глубокую веру в бессмертие, спасение и Царство Божие.
7 серия – «Наследие гения»
К творчеству Достоевского обращаются в эпоху духовных кризисов, чтобы получить ответы на «вековечные вопросы», всегда стоящие перед человеком в истории, особенно в XX веке. Это проблемы свободы и рабства человека, преступления и искупления, мирового зла и спасения души грешника, но, прежде всего, вопросы религиозные: «Есть ли Бог? Есть ли бессмертие?». Уже в эпоху «серебряного века» Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, Вл. С. Соловьев и другие видели в Достоевском не только великого писателя, но и религиозного мыслителя. Достоевский полагал, что только с верой в свое бессмертие человек может достигнуть истинного смысла жизни».
8 серия – «Пророк»
Религиозное и христианское осмысление природы революции и социализма как бунта против Бога и отвержения христианства, данное Достоевским в его пророческих романах «Бесы» и «Братья Карамазовы», помогло многим людям понять духовные причины и истоки великой русской трагедии XX века. Роман «Бесы» − роман-предупреждение о грозящей России революции и катастрофе. Как и святой апостол Павел, Достоевский считал свободу даром Божиим, без которой нет личности человека. Однако свобода без Бога легко может стать трагедией для человека и человечества. Достоевский видел эту опасность превращения свободы в своеволие, в анархический бунт против Бога и мира.
9 серия – «Братья Карамазовы.Часть 1»
«Братья Карамазовы» − шедевр мировой литературы, религиозно-философский роман-трагедия, оправдание Бога, человека и творения перед лицом существования мирового зла, смерти и страдания. Это Россия в миниатюре. В романе Достоевский раскрывает сердца и души человека через судьбы своих героев. Каждый из братьев Карамазовых является носителем определенной идеи в судьбе русского народа. Федор Павлович Карамазов, отец семейства, воплощает тип безбожника, сладострастника и злого шута, символ смерти и разложения семейства, которое нуждается в спасении. Сын его Иван Карамазов воплощает в себе тип русской богоборческой интеллигенции, соблазняющий лакея Смердякова на убийство своего отца.
10 серия – «Братья Карамазовы. Часть 2»
Старший сын Дмитрий Карамазов – тип широкой стихийной русской натуры. Он человек неудержимых страстей, не знающих границ. В его душе одновременно живет «идеал мадонны с идеалом содома». Ему принадлежат слова о том, что сердце – это поле духовной битвы, где дьявол с человеком борются. Принимая крест страданий и пережив воскресение души, Дмитрий решает добровольно пойти на каторгу.
Третий сын Алеша Карамазов – русский инок, ранний человеколюбец, которого посылает из монастыря в мир старец Зосима, чтобы спасти братьев от готовящегося преступления и гибели. Алеша – носитель русской идеи, исповедующий веру во Христа, в спасение и бессмертие человеческой души.
11 серия – «Братья Карамазовы. Часть 3»
Грушенька, главный женский персонаж романа, яблоко раздора между отцом и сыном, Федором Павловичем и Дмитрием. Содержанка и гордая приобретательница с демоническим характером, вместе с тем, она любит Дмитрия и готова идти за ним на каторгу. Рассказ притчи о луковке Достоевский вложил именно в ее уста.
Смердяков, незаконнорожденный сын Федора Павловича, логически обосновав для себя нравственную вседозволенность и нуждаясь в средствах, идет на продуманное во всех деталях убийство.
К старцу Зосиме со всей России стекался народ с просьбой об утешении и благословении. Так в свое время и Достоевский ездил вместе с Вл. С. Соловьевым в Оптину пустынь. В тонком сне Алеша Карамазов видит недавно умершего старца Зосиму живым и радостным на брачном пире со Христом Спасителем в Царстве Божием.
Назад