Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
Праволавная литература, богословие, богослужебные книги, акафисты
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
  У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
  C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
C Рождеством Христовым!
  Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
Лауреатом XIV Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» стало сочинение Константина Певцова «Большое путешествие» в 3 книгах
  Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
Христос Воскресе!
  Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
Духовные основания нового мировоззрения
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
Нелегкие судьбы хранителей водных артерий Санкт-Петербурга
  С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!

У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ

Сложившиеся обстоятельства и современная ситуация подталкивают рассказать об Обществе памяти игумении Таисии и о нашем доме, с надеждой, что, может быть, кто-то услышит нас в этом гулком многомиллионном вакууме. Вот уже 20 лет, как Господь сотворил чудо, и городская администрация передала нашей организации сильно разрушенное здание на Кирилловской

2023-07-16

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ

У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ

16.07.2023

Сложившиеся обстоятельства и современная ситуация подталкивают рассказать об Обществе памяти игумении Таисии и о нашем доме, с надеждой, что, может быть, кто-то услышит нас в этом гулком многомиллионном вакууме. Вот уже 20 лет, как Господь сотворил чудо, и городская администрация передала нашей организации сильно разрушенное здание на Кирилловской улице − для реставрации и последующей культурно-просветительской деятельности, благотворительной и социальной помощи нуждающимся. Со временем деятельность общественной организации «Общество памяти игумении Таисии», направленная на сохранение традиционных нравственных ценностей, воспитание молодежи, возрождение отечественной культуры, стала одним из ручейков, малой лептой в трудном деле созидания государства и укрепления его духовного могущества.

Об этом делании Общества рассказывает фильм «Мольба», снятый при участии оператора Кирилла, − возможно, нашу просьбу услышит и Святейший Патриарх Кирилл. Однажды в Греции он назвал нашу общину монастырской обителью, но далее этого, к сожалению, вопрос не рассматривался. Конечно, мы признаем несовершенство человеческой природы, греховной самой по себе, что ограничивает меру внимания и признания не только к нам, но и ко многим другим сообществам и организациям, бескорыстно трудящимся на благо Отечества. За 20 лет это стало понятно из отношения к нашему дому и во многом объясняет сложившуюся ситуацию в городе, выдержавшем 900-дневную блокаду во время Великой Отечественной войны и в дальнейшем, в послевоенные годы, возросшую преступность, искореняемую работниками милиции и уголовного розыска, − но при этом криминальный след в городе укоренился настолько глубоко, что в 80-е и 90-е годы прошлого столетия его решили назвать «бандитским Петербургом».

Так выглядело здание бывшей СПб 7-й мужской гимназии в начале 2000-х (до ремонта): "экзотические" полуразвалины в центре Северной столицы - без крыши, с прорастающими из пустых бойниц окон деревьями.

Так выглядело здание бывшей СПб. 7-й мужской гимназии в начале 2000-х (до ремонта): "экзотические" полуразвалины в центре Северной столицы − без крыши, с прорастающими из пустых бойниц окон деревьями

К сожалению, может быть, поэтому для многих не очевидно, что этот святой город на Неве, названный в честь апостола Петра, строили верующие люди с молитвой и благословением священства, в частности, при участии епископа Митрофана Воронежского, посылавшего в наш город лес, сосны для строительства домов, кораблей – флота, способного отражать неприятеля на северных границах. Город выстоял во всех лихолетьях, разросся, наполнился учебными заведениями, приютами, домами милосердия, больницами, школами, ВУЗами, музеями, театрами. Его главные проспекты, Невский, Московский, Лиговский, Литейный, Суворовский, хордами соединяют районы Северной столицы, образуя единое пространство. Наш прекрасный город поныне привлекает туристов со всех уголков света. Имена Петербургских святых равно признаны во всем мире, они прославляются с именами вселенских святых и святых других православных стран Европы, Азии, Африки и Америки. Их подвиги также известны верующему православному народу и почитаются в церквях, слава Богу, пока открытых для богослужения.

Чудесное восстановление нашего дома по воле Божией объединило вокруг себя многих людей. Особую благодарность хотелось бы выразить Владимиру Анатольевичу, губернатору, Наталье Викторовне, Светлане Арсентьевой и многим другим, принявшим теплое участие в созидании этого святого места. Понятно, что святость места определяется его насельниками, так строились на Руси монастыри от века. Конечно, необходимы долгие годы для приобретения нравственной чистоты, но по роду деятельности и духу христиане были и остаются поныне людьми, желающими служить Церкви, городу и Отечеству. Однако для специалистов ясно, что при попустительстве и небрежении к вопросам воспитания негативные силы могут легко овладевать как отдельным человеком, так и группами лиц, и даже целыми народами, можно представить, насколько велика ответственность тех, кому вверены судьбы и участь подчиненных им Божественным провидением лиц.

Причиной нашего сегодняшнего обращения к соотечественникам является озабоченность тем, что СМИ, интернет все чаще заполняется второстепенной информацией, маловажной и бесполезной для души, распространяемой семимильными шагами. Так устроена природа человека, что наглые, любящие рисковать ради личной наживы люди, опираясь на прорехи в законе, личные привилегии, становятся «решалами» в городе, в области, в стране, в школьных, вузовских кабинетах, заполняя своей сиюминутной энергией потребителя все жизненное пространство. Но что делать тогда с великой историей города, прошлыми завоеваниям, будущими свершениями, благословленными замыслами созидателей города? Неужели это все должно поблекнуть, раствориться в обывательской ненасытности и исчезнуть? Такое ощущение, что в этом городе, пережившем блокаду, молча, при всеобщем попустительстве, вновь распинается Христос, пренебрежению подвергается Пресвятая Богородица, уничтожаются святые, к которым обращаются для приумножения благ для себя, для своих родных, знакомых и детей, а вовсе не для того, чтобы вдохновляться примером их добропорядочности, кротости и смиренного служения народу, зачастую вопреки собственному благополучию. Многие наши современники могут не согласиться, считая прагматизм нормой отношений не только в социуме, но и в Церкви, тем более что проблемой отечественного современного образования с либеральных позиций становится, к сожалению, воспитание потребителя. Просим прощения у тех, кто хранит в душе ростки стремления к духовному возрастанию, великая им благодарность за трезвение ради служения Богу, Церкви и народу, к чему так убедительно призывал Христос Своих учеников и последователей.

Истинные петербуржцы, пережившие войну, имеющие личный опыт блокады, хорошо понимают, что основное внимание должно быть уделено духовному и нравственному воспитанию в развитии детей, их образованию, жизненному и профессиональному самоопределению. В осуществлении этих задач посильное участие принимает и наша организация «Общество памяти игумении Таисии», ведущая деятельность в разных направлениях: духовно-нравственном и патриотическом, спортивно-оздоровительном и психолого-педагогическом.

Наш дом на Кирилловской улице был построен в 1886 году по проекту архитектора Андрея Николаевича Иоссы, его трудами были возведены в городе на Неве многие дома, храмы, часовни, а сам он, как и его близкие, нашли место своего упокоения рядом с часовней Ксении Блаженной. Здание Седьмой мужской гимназии, замечательное прекрасной архитектурой, вместило в себя учащихся бедных окраин Петербурга, района Пески, которые получали блестящее образование у талантливых педагогов, отличавшихся консервативными убеждениями и православным мировоззрением, сплотившихся в коллектив, принявший решение об открытии в актовом зале домовой церкви, посвященной святителю Николаю Чудотворцу, в память Священного коронования царя Николая II с царицей Александрой Федоровной. Для преподавателей, как и для директора гимназии Н. К. Невзорова, было важно, чтобы дети участвовали в богослужении в домовом храме родного учебного заведения. Инициаторами этого доброго делания стали настоятель Старо-Афонского подворья архимандрит Давид (Мухранов) и его друг, впоследствии инок горы Афон, Иннокентий Михайлович Сибиряков. Седьмая мужская гимназия в свою бытность привлекала к себе многих учащихся из интеллигентных семей, из дворянства, понимавших, что дело духовного становления желательно начинать с детского возраста и упражняться в нем вплоть до преклонных лет, дабы получить желаемый результат. Исторический опыт страны внес свои коррективы в систему образования, о чем еще многие столетия будут спорить историки, специалисты, отстаивающие свое понимание развития обществ на земле… Это добротное здание имело такой запас прочности, что вселяло в приступивших к работам необыкновенный оптимизм. Получив это место, невзирая на многие сложности, труженики нашей организации принялись за восстановление благословленного городской администрацией и, как нам представлялось, всеми жителями города будущего места прославления игумении Таисии, отдавая дань уважения прекрасному наследию великого архитектора, украсившего город достойными духовной столицы северного края творениями.

foto2.jpg

Вид здания Общества памяти игумении Таисии на Кирилловской ул., 11 после его восстановления силами обители

Отдельную благодарность хотелось бы выразить администрации города, многим неравнодушным людям, предлагавшим нам так необходимую своевременную поддержку и помощь. Среди них можно упомянуть: Вячеслава Анатольевича Серова, Николая Дубовика, Станислава Васильевича Харитонова, его друга Виктора Тихоновича, Феликса Владимировича Кармазинова с родными, Игоря Николаевича Бусырева и многих других, приумножавших наши морально-нравственные притязания, − таких как Мария Дмитриевна, Игорь Борисович, Вячеслав Геннадьевич с супругой и детьми. Также ощущалась поддержка Высокопреосвященного митрополита Владимира и со стороны братьев православных нашего славного города. Постепенно дом обустроился, сформировалась община, а Светлана Агапитова по просьбе журналиста Олега Мироненко сняла передачу об оптимизме тружеников, благодарных судьбе и городским властям за такой щедрый дар всему духовно небезразличному сообществу верующих. Позднее мы познакомились с Евгением Ивановичем Целиковым и его супругой Еленой. Эти два человека, Феликс Владимирович и Евгений Иванович, поднявшие городской Водоканал на высоту всемирной славы по чистоте и порядку, к сожалению, на наших глазах были оговорены, оболганы и несправедливо наказаны. Евгений Иванович Целиков за полгода до чемпионата мира по футболу, взяв благословение у Высокопреосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на восстановление заброшенного стадиона, в кратчайший срок, проводя время денно и нощно на стадионе, успел к началу турнира его построить, но вместо благодарности от города в конечном итоге оказался под стражей, попав под следствие. Есть много свидетельств того, как он самоотверженно заботился о вверенном ему деле, внимательно относился к работникам Водоканала, препятствуя их увольнению, но Фемида оказалась не на его стороне. Подобная история произошла и с главой Центра экспертизы города, честным, покладистым, добрым управляющим Ереминым Владиславом Олеговичем, который также по навету подвергся длительной проверке на возможность нарушения им трудовой дисциплины, хотя обвинения против него явно были высосаны из пальца, и ему пришлось несколько лет, теряя здоровье, претерпевать искушения Фемиды, под мощным микроскопом выискивающей следы возможных нарушений и профессиональной некомпетентности подследственного, но, к их сожалению, расписавшихся в безуспешности бездумно организованной ими травле прекрасного и благопослушного специалиста, доброго семьянина и отца.

foto3.jpg

Памятная доска в честь Святейшего Патриарха Алексия II, благословившего создание Патриарших мастерских в Обществе памяти игумении Таисии

Подобные превратности судьбы по причине отсутствия опыта и необходимой правовой компетенции приходилось преодолевать и труженикам Общества памяти игумении Таисии. Матушки, искусные в рукоделии, стали изготавливать плащаницы Божией Матери. Начало изготовлению плащаниц было положено еще на Валаамском подворье необыкновенно талантливой вышивальщицей Еленой Павшуковой, в замужестве Злобиной, родившей своему мужу Виталию детей и занимающейся их воспитанием. Наши матушки продолжили почин по изготовлению икон Успения Богородицы и на сегодняшний день передали в разные монастыри и храмы, как в России, так и за рубежом, более 50 плащаниц Божией Матери. К сожалению, в настоящее время прежняя ревность к труду утрачивается по разным причинам (по достижению возраста и многим другим), но радость от создания плащаниц и икон, также изготавливаемых в Обществе, остается, и ею хочется поделиться со всеми верующими православными людьми.

foto4.jpg

Плащаница Божией Матери, изготовленная мастерицами Общества памяти игумении Таисии, преподнесена в дар Свято-Троицкому кафедральному собору г. Петропавловск-Камчатский

Основная же часть тружеников общины занимается изданием богослужебной литературы, творений святых отцов, богословов, преподавателей духовных заведений, сочинений священства, наиболее популярных у читателей, пользующихся спросом среди молодежи и предназначенных для семейного чтения. Одним из важнейших направлений деятельности Общества является издание акафистов. Акафисты во всем многообразии богослужебной литературы занимают скромное место, но очень важны в укладе жизни верующего человека. В настоящее время в средних и высших учебных заведениях наблюдаются страх перед выбором литературы для чтения, апатия, излишняя предубежденность и скованность, следствием чего и становятся большие уклонения в изучении опасных для развития детей сектантских воззрений, низводящие их жизнь до неверия, атеизма и безбожия, а закономерным итогом такого воспитания оказываются наркотики, детский алкоголизм, депрессии, самоубийства, морально-нравственное растление.

foto5.jpg

Акафисты Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым, издаваемые на основе текстов старинных изданий Обществом памяти игумении Таисии

Всему этому негативу может противостоять благодарение Бога, Божией Матери и святых, чтение акафистов, которые наполняют смыслом и радостью сущность человеческого бытия. Дефицит патриотической, духовной литературы остро ощущается в школах, других учебных заведениях, в сельской местности, особенно это касается ближнего зарубежья. Но разобщенность, заторможенность и отсутствие рычагов управления, мощное, сбалансированное наступление глобалистов стоят на пути национальных проектов развития Отечества.

foto6.jpg

Так могла бы быть благоустроена в будущем близлежащая к дому Общества на Кирилловской, 11 территория (ныне предполагаемая для уплотнительной застройки)

Созиданию прекрасных изданий в нашем обществе было уделено самое серьезное внимание, в городе были открыты книжные магазины с большим ассортиментом издаваемых нами книг. Наблюдая то, что происходит на окраинах, в бывших союзных республиках, да уже и в центральных многомиллионных городах России, мы убедились, насколько важно уделять ответственное внимание литературе, предлагаемой читателю. Из-за отсутствия желания понять мир, читая литературу, наполненную православными ценностями традиционной культуры, возникает острая конкуренция за рынки сбыта, запускается корпорациями мощная реклама через СМИ, преследующая только одну цель: сделать человека обывателем, потребителем и прожигателем жизни, дарованной Богом не для того, чтобы погрязнуть в болоте животных инстинктов, а для того, чтобы использовать время, дарованное Создателем, на духовно-нравственное преображение личности, стяжание подобия Образа Творца, чем бы не пришлось пожертвовать ради этой единственно важной цели. Что может быть для нашего славного народа важнее, как движение по пути, заповеданному нам учениками Христа? Господь не однажды призывал и призывает всех сходящих с известного пути служения на скользкие тропы противления и противостояния Богу и ближним, увлекаемых самостью, самоугодием и другими низменными пороками. Кроткий голос Божий призывает таковых одуматься и отрезвиться. «Савл, почто ты гонишь Меня» (Деян. 9, 4), − услышал Савл на пути в Дамаск, направившись в этот город брать в плен христиан, чтобы подвергать мучениям, и, охваченный неизреченным светом, ослеп, но при этом духовно прозрел, принеся покаяние и став христианином. «Неаний, куда идешь и на кого восстаешь?» – в одну из ночей был Голос в походе молодому воеводе римского императора, посланному убивать христиан в Александрию. «Я иду в Александрию предавать мучениям верующих в Распятого», – со страхом ответил недоумевающий слуга императора. «О Неаний, и ты ли на Меня идешь?» – «Кто Ты, Господи? Не могу понять и знать Тебя». Затем на небе появился Крест, светящийся, словно кристалл, и Голос из Креста произнес: «Я есть Христос, распятый Сын Божий». И во время их беседы Крест поднялся высоко в небо, и последние слова, которые услышал воевода Неаний, были: «Сим знамением, которое ты видишь, побеждай твоих врагов, и мир Мой будет с тобою». Впоследствии Неаний крестился с именем Прокопий и многими трудами послужил Христу и Святой Церкви. Царю Константину явилось знамение Креста на небе со словами: «Сим победиши», − когда измученный римский народ обратился к нему за помощью спасти их от варварской вакханалии и бесчеловечных издевательств императора Констанция. Подобным образом и ныне, после десятилетий зарвавшихся нацистов на Украине, русские войска пришли на помощь так долго ждавшему их помощи братскому народу, несмотря на безумное умопомрачение западного шабаша, одурманивающе действующего на умы либеральной малодушной прослойки малограмотного населения планеты, находящегося в духовно-нравственном плену при восприятии происходящих в мире событий.

Когда перед всем нашим обществом стоят серьезные задачи по нравственному воспитанию человека, мы узнаем о планах нынешней администрации города: перед домом, занимаемым Обществом памяти игумении Таисии (Солоповой), устроившей в свое время столько приютов, школ, гимназий, храмов и обителей в городе и в северном крае, построить финский жилой дом как уплотнительную застройку. Все эти работы ведутся без официоза, без общественного обсуждения; в историческом центре Петербурга планируют возвести целую финскую улицу, жилой массив, вместо развития инфраструктуры такой важной для города обители, занимающейся духовно-нравственным просвещением родного народа, детей, борющуюся за будущее процветание Отечества. В течение последних 20 лет мы наблюдаем постоянное пренебрежение самой необходимой деятельностью – нравственным воспитанием подрастающего поколения. Каким же образом, спрашивается, будет воспитываться в последующих поколениях любовь к Отеческим святыням, умение сохранять уважение и достодолжное отношение к труду матерей и тружениц, созидающих и хранящих примеры правды Божией на земле?

foto7.jpg

В дар Святейшему Патриарху Кириллу от Администрации Санкт-Петербурга преподносятся книги, изданные Обществом памяти игумении Таисии

Прошла четверть века, и оказалось, возможно, и вполне справедливо, что мы так и не получили должного внимания со стороны городской администрации, в среде интеллигенции и молодежи. Да в этом и состоит неотвратимая правда жизни, что слабое попирается объективно, заслуженно смывается с карты истории, но будущее города зависит в том числе и от нашего отношения к городу, к его архитектурным решениям, и только поэтому − что еще должно сделать Обществу памяти игумении Таисии, чтобы чиновники остановились и задумались о приоритетных для города направлениях: или дать ход застройке, близлежащей к Смольному и ратуше, жилого финского дома, от которой предполагается обогащение небольшой группы людей, владельцев строительного бизнеса, их родственников, или принятие иного решения, касающегося прославления такого православного лидера дореволюционной России, как игумения Таисия, положившей на алтарь будущего все, что имела, заботящейся о духовно-нравственном будущем Отечества? Возможно, в этом и состоит замысел Божий − продолжить ее старания, труды, соединенные с трудами таких воинов духа, как св. блаженная Ксения, св. прав. Иоанн Кронштадтский, прекрасные преподаватели воздержания и смирения прп. Серафим Вырицкий, прп. Александр Свирский, прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и др., подвижники веры митрополит Вениамин Петроградский, святейший патриарх Алексий Симанский. За эти годы стараниями сотрудников нашей обители была переведена на многие иностранные языки так необходимая для укрепления мира духовно-нравственная литература, посланная многим народам для того, чтобы они выбрались из тьмы и болота либеральных, прагматических отношений, перестали манипулировать друг другом.

Может быть, поэтому молодежь бежит из своих родных мест в наш город, чтобы найти здесь иной мир, научиться нравственным представлениям о жизни, которые помогли бы им создать новые семьи на базе духовного восприятия мира, с верой в человека, в его способность защищать самое ценное, − не кричащее о себе, а скромно и смиренно ожидающее своей участи общественное движение, удерживающее единство народов и объединяющее людей, в случае непризнания и пренебрежения нашими ценностями готовых расстаться и с самой жизнью, если на то есть попущение Божие. Если жилой квартал в центре города, благодаря недальновидности нынешних городских управленцев, окажется важнее такого Божьего дара святому Петербургу, как Международный просветительский центр, невидимыми нитями соединяющий все народы бывшего, но сохранившегося в сердцах миллионов жителей Союза Советских Социалистических Республик, думаем, что это необдуманное решение повлечет за собой целый поток событий, имеющих негативные последствия для жителей города, а, может быть, и страны.

Если же вы не услышите нашего слабого голоса, может, молитвенно помогут моряки Северного флота, десантники Рязани, Пскова, Тулы, военнослужащие Липецка, Краснодара, Ейска, с которыми труженики обители старались стоять рядом в трудные дни служения Родине, или также дети, нахимовцы, суворовцы, кадеты, учащиеся гимназий, может быть, их молитвы и голос станет поворотным и решающим для судьбы города?

Неужели эта скромная просьба, обращение к жителям города, вновь отзовется малодушным молчанием и равнодушием?

Мы неоднократно обращались, но, может быть, без должной степени настойчивости, и к Илье Иосифовичу Клебанову, и Дмитрию Анатольевичу, и Валентине Ивановне, и к Георгию Сергеевичу, и ко многим другим представителям администрации. Единственный неравнодушный чиновник, на посту архитектора города, Филимонов Роман Евгеньевич, проявил профессиональную рассудительность, отозвался на нашу просьбу и, прибыв в новопостроенную обитель, мирно решил наш вопрос с главой района, но Светлана Викторовна коварными действиями оприходовала выделенную нам часть территории, присвоив ее и соорудив на ней наиболее «важные» для города, по ее мнению, сооружения, игнорируя так необходимое развитие затерявшихся на пыльных полках под грудой меркантильного распила духовно-нравственных проблем, которые остаются незаметными в повседневной суете, что может повлечь тяжкие, необратимые последствия для городской инфраструктуры через десятилетия, вселяя в сердца недоумение и тревогу о том, что когда-то недоглядели, и лишь оставляя одну надежду на Бога, Его милосердие к нам, но только при условии нашего живого участия в делах Правды.
                                   

Иеромонах Александр



Назад

У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ

Сложившиеся обстоятельства и современная ситуация подталкивают рассказать об Обществе памяти игумении Таисии и о нашем доме, с надеждой, что, может быть, кто-то услышит нас в этом гулком многомиллионном вакууме. Вот уже 20 лет, как Господь сотворил чудо, и городская администрация передала нашей организации сильно разрушенное здание на Кирилловской

2023-07-16

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество памяти игумении Таисии"
191144
Россия
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
ул Кирилловская, 11
+7 (812) 710 37 30
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ
У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ

У ИСТОКОВ ДОБРЫХ НАЧИНАНИЙ

16.07.2023

Сложившиеся обстоятельства и современная ситуация подталкивают рассказать об Обществе памяти игумении Таисии и о нашем доме, с надеждой, что, может быть, кто-то услышит нас в этом гулком многомиллионном вакууме. Вот уже 20 лет, как Господь сотворил чудо, и городская администрация передала нашей организации сильно разрушенное здание на Кирилловской улице − для реставрации и последующей культурно-просветительской деятельности, благотворительной и социальной помощи нуждающимся. Со временем деятельность общественной организации «Общество памяти игумении Таисии», направленная на сохранение традиционных нравственных ценностей, воспитание молодежи, возрождение отечественной культуры, стала одним из ручейков, малой лептой в трудном деле созидания государства и укрепления его духовного могущества.

Об этом делании Общества рассказывает фильм «Мольба», снятый при участии оператора Кирилла, − возможно, нашу просьбу услышит и Святейший Патриарх Кирилл. Однажды в Греции он назвал нашу общину монастырской обителью, но далее этого, к сожалению, вопрос не рассматривался. Конечно, мы признаем несовершенство человеческой природы, греховной самой по себе, что ограничивает меру внимания и признания не только к нам, но и ко многим другим сообществам и организациям, бескорыстно трудящимся на благо Отечества. За 20 лет это стало понятно из отношения к нашему дому и во многом объясняет сложившуюся ситуацию в городе, выдержавшем 900-дневную блокаду во время Великой Отечественной войны и в дальнейшем, в послевоенные годы, возросшую преступность, искореняемую работниками милиции и уголовного розыска, − но при этом криминальный след в городе укоренился настолько глубоко, что в 80-е и 90-е годы прошлого столетия его решили назвать «бандитским Петербургом».

Так выглядело здание бывшей СПб 7-й мужской гимназии в начале 2000-х (до ремонта): "экзотические" полуразвалины в центре Северной столицы - без крыши, с прорастающими из пустых бойниц окон деревьями.

Так выглядело здание бывшей СПб. 7-й мужской гимназии в начале 2000-х (до ремонта): "экзотические" полуразвалины в центре Северной столицы − без крыши, с прорастающими из пустых бойниц окон деревьями

К сожалению, может быть, поэтому для многих не очевидно, что этот святой город на Неве, названный в честь апостола Петра, строили верующие люди с молитвой и благословением священства, в частности, при участии епископа Митрофана Воронежского, посылавшего в наш город лес, сосны для строительства домов, кораблей – флота, способного отражать неприятеля на северных границах. Город выстоял во всех лихолетьях, разросся, наполнился учебными заведениями, приютами, домами милосердия, больницами, школами, ВУЗами, музеями, театрами. Его главные проспекты, Невский, Московский, Лиговский, Литейный, Суворовский, хордами соединяют районы Северной столицы, образуя единое пространство. Наш прекрасный город поныне привлекает туристов со всех уголков света. Имена Петербургских святых равно признаны во всем мире, они прославляются с именами вселенских святых и святых других православных стран Европы, Азии, Африки и Америки. Их подвиги также известны верующему православному народу и почитаются в церквях, слава Богу, пока открытых для богослужения.

Чудесное восстановление нашего дома по воле Божией объединило вокруг себя многих людей. Особую благодарность хотелось бы выразить Владимиру Анатольевичу, губернатору, Наталье Викторовне, Светлане Арсентьевой и многим другим, принявшим теплое участие в созидании этого святого места. Понятно, что святость места определяется его насельниками, так строились на Руси монастыри от века. Конечно, необходимы долгие годы для приобретения нравственной чистоты, но по роду деятельности и духу христиане были и остаются поныне людьми, желающими служить Церкви, городу и Отечеству. Однако для специалистов ясно, что при попустительстве и небрежении к вопросам воспитания негативные силы могут легко овладевать как отдельным человеком, так и группами лиц, и даже целыми народами, можно представить, насколько велика ответственность тех, кому вверены судьбы и участь подчиненных им Божественным провидением лиц.

Причиной нашего сегодняшнего обращения к соотечественникам является озабоченность тем, что СМИ, интернет все чаще заполняется второстепенной информацией, маловажной и бесполезной для души, распространяемой семимильными шагами. Так устроена природа человека, что наглые, любящие рисковать ради личной наживы люди, опираясь на прорехи в законе, личные привилегии, становятся «решалами» в городе, в области, в стране, в школьных, вузовских кабинетах, заполняя своей сиюминутной энергией потребителя все жизненное пространство. Но что делать тогда с великой историей города, прошлыми завоеваниям, будущими свершениями, благословленными замыслами созидателей города? Неужели это все должно поблекнуть, раствориться в обывательской ненасытности и исчезнуть? Такое ощущение, что в этом городе, пережившем блокаду, молча, при всеобщем попустительстве, вновь распинается Христос, пренебрежению подвергается Пресвятая Богородица, уничтожаются святые, к которым обращаются для приумножения благ для себя, для своих родных, знакомых и детей, а вовсе не для того, чтобы вдохновляться примером их добропорядочности, кротости и смиренного служения народу, зачастую вопреки собственному благополучию. Многие наши современники могут не согласиться, считая прагматизм нормой отношений не только в социуме, но и в Церкви, тем более что проблемой отечественного современного образования с либеральных позиций становится, к сожалению, воспитание потребителя. Просим прощения у тех, кто хранит в душе ростки стремления к духовному возрастанию, великая им благодарность за трезвение ради служения Богу, Церкви и народу, к чему так убедительно призывал Христос Своих учеников и последователей.

Истинные петербуржцы, пережившие войну, имеющие личный опыт блокады, хорошо понимают, что основное внимание должно быть уделено духовному и нравственному воспитанию в развитии детей, их образованию, жизненному и профессиональному самоопределению. В осуществлении этих задач посильное участие принимает и наша организация «Общество памяти игумении Таисии», ведущая деятельность в разных направлениях: духовно-нравственном и патриотическом, спортивно-оздоровительном и психолого-педагогическом.

Наш дом на Кирилловской улице был построен в 1886 году по проекту архитектора Андрея Николаевича Иоссы, его трудами были возведены в городе на Неве многие дома, храмы, часовни, а сам он, как и его близкие, нашли место своего упокоения рядом с часовней Ксении Блаженной. Здание Седьмой мужской гимназии, замечательное прекрасной архитектурой, вместило в себя учащихся бедных окраин Петербурга, района Пески, которые получали блестящее образование у талантливых педагогов, отличавшихся консервативными убеждениями и православным мировоззрением, сплотившихся в коллектив, принявший решение об открытии в актовом зале домовой церкви, посвященной святителю Николаю Чудотворцу, в память Священного коронования царя Николая II с царицей Александрой Федоровной. Для преподавателей, как и для директора гимназии Н. К. Невзорова, было важно, чтобы дети участвовали в богослужении в домовом храме родного учебного заведения. Инициаторами этого доброго делания стали настоятель Старо-Афонского подворья архимандрит Давид (Мухранов) и его друг, впоследствии инок горы Афон, Иннокентий Михайлович Сибиряков. Седьмая мужская гимназия в свою бытность привлекала к себе многих учащихся из интеллигентных семей, из дворянства, понимавших, что дело духовного становления желательно начинать с детского возраста и упражняться в нем вплоть до преклонных лет, дабы получить желаемый результат. Исторический опыт страны внес свои коррективы в систему образования, о чем еще многие столетия будут спорить историки, специалисты, отстаивающие свое понимание развития обществ на земле… Это добротное здание имело такой запас прочности, что вселяло в приступивших к работам необыкновенный оптимизм. Получив это место, невзирая на многие сложности, труженики нашей организации принялись за восстановление благословленного городской администрацией и, как нам представлялось, всеми жителями города будущего места прославления игумении Таисии, отдавая дань уважения прекрасному наследию великого архитектора, украсившего город достойными духовной столицы северного края творениями.

foto2.jpg

Вид здания Общества памяти игумении Таисии на Кирилловской ул., 11 после его восстановления силами обители

Отдельную благодарность хотелось бы выразить администрации города, многим неравнодушным людям, предлагавшим нам так необходимую своевременную поддержку и помощь. Среди них можно упомянуть: Вячеслава Анатольевича Серова, Николая Дубовика, Станислава Васильевича Харитонова, его друга Виктора Тихоновича, Феликса Владимировича Кармазинова с родными, Игоря Николаевича Бусырева и многих других, приумножавших наши морально-нравственные притязания, − таких как Мария Дмитриевна, Игорь Борисович, Вячеслав Геннадьевич с супругой и детьми. Также ощущалась поддержка Высокопреосвященного митрополита Владимира и со стороны братьев православных нашего славного города. Постепенно дом обустроился, сформировалась община, а Светлана Агапитова по просьбе журналиста Олега Мироненко сняла передачу об оптимизме тружеников, благодарных судьбе и городским властям за такой щедрый дар всему духовно небезразличному сообществу верующих. Позднее мы познакомились с Евгением Ивановичем Целиковым и его супругой Еленой. Эти два человека, Феликс Владимирович и Евгений Иванович, поднявшие городской Водоканал на высоту всемирной славы по чистоте и порядку, к сожалению, на наших глазах были оговорены, оболганы и несправедливо наказаны. Евгений Иванович Целиков за полгода до чемпионата мира по футболу, взяв благословение у Высокопреосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на восстановление заброшенного стадиона, в кратчайший срок, проводя время денно и нощно на стадионе, успел к началу турнира его построить, но вместо благодарности от города в конечном итоге оказался под стражей, попав под следствие. Есть много свидетельств того, как он самоотверженно заботился о вверенном ему деле, внимательно относился к работникам Водоканала, препятствуя их увольнению, но Фемида оказалась не на его стороне. Подобная история произошла и с главой Центра экспертизы города, честным, покладистым, добрым управляющим Ереминым Владиславом Олеговичем, который также по навету подвергся длительной проверке на возможность нарушения им трудовой дисциплины, хотя обвинения против него явно были высосаны из пальца, и ему пришлось несколько лет, теряя здоровье, претерпевать искушения Фемиды, под мощным микроскопом выискивающей следы возможных нарушений и профессиональной некомпетентности подследственного, но, к их сожалению, расписавшихся в безуспешности бездумно организованной ими травле прекрасного и благопослушного специалиста, доброго семьянина и отца.

foto3.jpg

Памятная доска в честь Святейшего Патриарха Алексия II, благословившего создание Патриарших мастерских в Обществе памяти игумении Таисии

Подобные превратности судьбы по причине отсутствия опыта и необходимой правовой компетенции приходилось преодолевать и труженикам Общества памяти игумении Таисии. Матушки, искусные в рукоделии, стали изготавливать плащаницы Божией Матери. Начало изготовлению плащаниц было положено еще на Валаамском подворье необыкновенно талантливой вышивальщицей Еленой Павшуковой, в замужестве Злобиной, родившей своему мужу Виталию детей и занимающейся их воспитанием. Наши матушки продолжили почин по изготовлению икон Успения Богородицы и на сегодняшний день передали в разные монастыри и храмы, как в России, так и за рубежом, более 50 плащаниц Божией Матери. К сожалению, в настоящее время прежняя ревность к труду утрачивается по разным причинам (по достижению возраста и многим другим), но радость от создания плащаниц и икон, также изготавливаемых в Обществе, остается, и ею хочется поделиться со всеми верующими православными людьми.

foto4.jpg

Плащаница Божией Матери, изготовленная мастерицами Общества памяти игумении Таисии, преподнесена в дар Свято-Троицкому кафедральному собору г. Петропавловск-Камчатский

Основная же часть тружеников общины занимается изданием богослужебной литературы, творений святых отцов, богословов, преподавателей духовных заведений, сочинений священства, наиболее популярных у читателей, пользующихся спросом среди молодежи и предназначенных для семейного чтения. Одним из важнейших направлений деятельности Общества является издание акафистов. Акафисты во всем многообразии богослужебной литературы занимают скромное место, но очень важны в укладе жизни верующего человека. В настоящее время в средних и высших учебных заведениях наблюдаются страх перед выбором литературы для чтения, апатия, излишняя предубежденность и скованность, следствием чего и становятся большие уклонения в изучении опасных для развития детей сектантских воззрений, низводящие их жизнь до неверия, атеизма и безбожия, а закономерным итогом такого воспитания оказываются наркотики, детский алкоголизм, депрессии, самоубийства, морально-нравственное растление.

foto5.jpg

Акафисты Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым, издаваемые на основе текстов старинных изданий Обществом памяти игумении Таисии

Всему этому негативу может противостоять благодарение Бога, Божией Матери и святых, чтение акафистов, которые наполняют смыслом и радостью сущность человеческого бытия. Дефицит патриотической, духовной литературы остро ощущается в школах, других учебных заведениях, в сельской местности, особенно это касается ближнего зарубежья. Но разобщенность, заторможенность и отсутствие рычагов управления, мощное, сбалансированное наступление глобалистов стоят на пути национальных проектов развития Отечества.

foto6.jpg

Так могла бы быть благоустроена в будущем близлежащая к дому Общества на Кирилловской, 11 территория (ныне предполагаемая для уплотнительной застройки)

Созиданию прекрасных изданий в нашем обществе было уделено самое серьезное внимание, в городе были открыты книжные магазины с большим ассортиментом издаваемых нами книг. Наблюдая то, что происходит на окраинах, в бывших союзных республиках, да уже и в центральных многомиллионных городах России, мы убедились, насколько важно уделять ответственное внимание литературе, предлагаемой читателю. Из-за отсутствия желания понять мир, читая литературу, наполненную православными ценностями традиционной культуры, возникает острая конкуренция за рынки сбыта, запускается корпорациями мощная реклама через СМИ, преследующая только одну цель: сделать человека обывателем, потребителем и прожигателем жизни, дарованной Богом не для того, чтобы погрязнуть в болоте животных инстинктов, а для того, чтобы использовать время, дарованное Создателем, на духовно-нравственное преображение личности, стяжание подобия Образа Творца, чем бы не пришлось пожертвовать ради этой единственно важной цели. Что может быть для нашего славного народа важнее, как движение по пути, заповеданному нам учениками Христа? Господь не однажды призывал и призывает всех сходящих с известного пути служения на скользкие тропы противления и противостояния Богу и ближним, увлекаемых самостью, самоугодием и другими низменными пороками. Кроткий голос Божий призывает таковых одуматься и отрезвиться. «Савл, почто ты гонишь Меня» (Деян. 9, 4), − услышал Савл на пути в Дамаск, направившись в этот город брать в плен христиан, чтобы подвергать мучениям, и, охваченный неизреченным светом, ослеп, но при этом духовно прозрел, принеся покаяние и став христианином. «Неаний, куда идешь и на кого восстаешь?» – в одну из ночей был Голос в походе молодому воеводе римского императора, посланному убивать христиан в Александрию. «Я иду в Александрию предавать мучениям верующих в Распятого», – со страхом ответил недоумевающий слуга императора. «О Неаний, и ты ли на Меня идешь?» – «Кто Ты, Господи? Не могу понять и знать Тебя». Затем на небе появился Крест, светящийся, словно кристалл, и Голос из Креста произнес: «Я есть Христос, распятый Сын Божий». И во время их беседы Крест поднялся высоко в небо, и последние слова, которые услышал воевода Неаний, были: «Сим знамением, которое ты видишь, побеждай твоих врагов, и мир Мой будет с тобою». Впоследствии Неаний крестился с именем Прокопий и многими трудами послужил Христу и Святой Церкви. Царю Константину явилось знамение Креста на небе со словами: «Сим победиши», − когда измученный римский народ обратился к нему за помощью спасти их от варварской вакханалии и бесчеловечных издевательств императора Констанция. Подобным образом и ныне, после десятилетий зарвавшихся нацистов на Украине, русские войска пришли на помощь так долго ждавшему их помощи братскому народу, несмотря на безумное умопомрачение западного шабаша, одурманивающе действующего на умы либеральной малодушной прослойки малограмотного населения планеты, находящегося в духовно-нравственном плену при восприятии происходящих в мире событий.

Когда перед всем нашим обществом стоят серьезные задачи по нравственному воспитанию человека, мы узнаем о планах нынешней администрации города: перед домом, занимаемым Обществом памяти игумении Таисии (Солоповой), устроившей в свое время столько приютов, школ, гимназий, храмов и обителей в городе и в северном крае, построить финский жилой дом как уплотнительную застройку. Все эти работы ведутся без официоза, без общественного обсуждения; в историческом центре Петербурга планируют возвести целую финскую улицу, жилой массив, вместо развития инфраструктуры такой важной для города обители, занимающейся духовно-нравственным просвещением родного народа, детей, борющуюся за будущее процветание Отечества. В течение последних 20 лет мы наблюдаем постоянное пренебрежение самой необходимой деятельностью – нравственным воспитанием подрастающего поколения. Каким же образом, спрашивается, будет воспитываться в последующих поколениях любовь к Отеческим святыням, умение сохранять уважение и достодолжное отношение к труду матерей и тружениц, созидающих и хранящих примеры правды Божией на земле?

foto7.jpg

В дар Святейшему Патриарху Кириллу от Администрации Санкт-Петербурга преподносятся книги, изданные Обществом памяти игумении Таисии

Прошла четверть века, и оказалось, возможно, и вполне справедливо, что мы так и не получили должного внимания со стороны городской администрации, в среде интеллигенции и молодежи. Да в этом и состоит неотвратимая правда жизни, что слабое попирается объективно, заслуженно смывается с карты истории, но будущее города зависит в том числе и от нашего отношения к городу, к его архитектурным решениям, и только поэтому − что еще должно сделать Обществу памяти игумении Таисии, чтобы чиновники остановились и задумались о приоритетных для города направлениях: или дать ход застройке, близлежащей к Смольному и ратуше, жилого финского дома, от которой предполагается обогащение небольшой группы людей, владельцев строительного бизнеса, их родственников, или принятие иного решения, касающегося прославления такого православного лидера дореволюционной России, как игумения Таисия, положившей на алтарь будущего все, что имела, заботящейся о духовно-нравственном будущем Отечества? Возможно, в этом и состоит замысел Божий − продолжить ее старания, труды, соединенные с трудами таких воинов духа, как св. блаженная Ксения, св. прав. Иоанн Кронштадтский, прекрасные преподаватели воздержания и смирения прп. Серафим Вырицкий, прп. Александр Свирский, прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и др., подвижники веры митрополит Вениамин Петроградский, святейший патриарх Алексий Симанский. За эти годы стараниями сотрудников нашей обители была переведена на многие иностранные языки так необходимая для укрепления мира духовно-нравственная литература, посланная многим народам для того, чтобы они выбрались из тьмы и болота либеральных, прагматических отношений, перестали манипулировать друг другом.

Может быть, поэтому молодежь бежит из своих родных мест в наш город, чтобы найти здесь иной мир, научиться нравственным представлениям о жизни, которые помогли бы им создать новые семьи на базе духовного восприятия мира, с верой в человека, в его способность защищать самое ценное, − не кричащее о себе, а скромно и смиренно ожидающее своей участи общественное движение, удерживающее единство народов и объединяющее людей, в случае непризнания и пренебрежения нашими ценностями готовых расстаться и с самой жизнью, если на то есть попущение Божие. Если жилой квартал в центре города, благодаря недальновидности нынешних городских управленцев, окажется важнее такого Божьего дара святому Петербургу, как Международный просветительский центр, невидимыми нитями соединяющий все народы бывшего, но сохранившегося в сердцах миллионов жителей Союза Советских Социалистических Республик, думаем, что это необдуманное решение повлечет за собой целый поток событий, имеющих негативные последствия для жителей города, а, может быть, и страны.

Если же вы не услышите нашего слабого голоса, может, молитвенно помогут моряки Северного флота, десантники Рязани, Пскова, Тулы, военнослужащие Липецка, Краснодара, Ейска, с которыми труженики обители старались стоять рядом в трудные дни служения Родине, или также дети, нахимовцы, суворовцы, кадеты, учащиеся гимназий, может быть, их молитвы и голос станет поворотным и решающим для судьбы города?

Неужели эта скромная просьба, обращение к жителям города, вновь отзовется малодушным молчанием и равнодушием?

Мы неоднократно обращались, но, может быть, без должной степени настойчивости, и к Илье Иосифовичу Клебанову, и Дмитрию Анатольевичу, и Валентине Ивановне, и к Георгию Сергеевичу, и ко многим другим представителям администрации. Единственный неравнодушный чиновник, на посту архитектора города, Филимонов Роман Евгеньевич, проявил профессиональную рассудительность, отозвался на нашу просьбу и, прибыв в новопостроенную обитель, мирно решил наш вопрос с главой района, но Светлана Викторовна коварными действиями оприходовала выделенную нам часть территории, присвоив ее и соорудив на ней наиболее «важные» для города, по ее мнению, сооружения, игнорируя так необходимое развитие затерявшихся на пыльных полках под грудой меркантильного распила духовно-нравственных проблем, которые остаются незаметными в повседневной суете, что может повлечь тяжкие, необратимые последствия для городской инфраструктуры через десятилетия, вселяя в сердца недоумение и тревогу о том, что когда-то недоглядели, и лишь оставляя одну надежду на Бога, Его милосердие к нам, но только при условии нашего живого участия в делах Правды.
                                   

Иеромонах Александр



Назад